Тамара Грум-Гржимайло

Самарсие хроники

К 150-летию Самарской губернии

Вглядитесь в этот дьявольский изгиб Волги, образующий Самарскую Луку. Эдакий прельстительный магнит, таящий мощь приволжских просторов. Старинное перепутье, скрещение дорог, соединяющих центр России с Сибирью, Средней Азией, Уралом, Севером и Югом. Не случайно именно здесь родился и живет вот уже более тридцати лет туристский фестиваль авторской песни, собирающий ежегодно десятки тысяч единомышленников. Вольница! Песни над Волгой! Не иначе, как могучие космические силы изгибали Волгу, создавая резервуар духовной энергии Самарской Луки и рожденного в ее объятьях града.

Пройдитесь по улицам современной Самары. Вас удивит архитектурная пестрота двухэтажного “старого города”, причудливо соединившего классику, эклектику, модерн, элементы итальянского ренессанса. И вдруг взрывается пронзительной готикой темнокоричневой костел, созданный в начале 1900-х годов петербуржцем Фомой Богдановичем и слывущий одним из лучших в России. Так вот она какая - эта крепкая провинциально-купеческая Самара, с протуберанцами архитектурных “взрывов” и геометрически четкой системой улиц и кварталов, напоминающей стройную планировку города Петра…

Более 400-х лет назад на стрелке слияния Волги и Самары, вблизи живописных Жигулевских гор, была заложена сторожевая крепость. Ее бревенчатые стены украшали семь шестиугольных башен с бойницами, где нес царскую службу военный гарнизон под началом воеводы. В 1600 году в этой “крепостце” Самаре была построена пристань для купеческих судов, ходивших в Астрахань за солью. Крепость, ставшая торговым центром на Волге, указом Петра Великого была переименована в уездный город. Но только в XIX столетии, в 1851 году, Самара стала городом губернским, по воле государя Николая 1. Об этом помнят самаритяне в наши дни и широко отмечают в 2001-м примечательный юбилей - 150-летие Самарской губернии.

Медленно, с эдакой величавой российской ленцой тянулась здесь история. Подумать только: почти 250 лет городок был сплошь деревянным; первый кирпичный дом был построен лишь в 20-е годы XIX века. Но эти пожары! Крупнейший произошел в 1850 году и уничножил, как свидетельствуют историки, 486 деревянных и 35 каменных жилых домов, а также все здания присутственных мест, больницы, тюрьму, 126 хлебных амбаров. Город отстраивали на пожертвования всей России, включая императора Николая. А деревянные дома в центре города строить запретили. Однако…

История повторилась в конце ХХ века. Страшный пожар, вспыхнувший в здании самарского ГУВД и унесший жизни нескольких десятков людей, случился в феврале 1999 года, в дни, когда город жил в ожидании совсем других судьбоносных событий. Именно в это время в Самарском театре оперы и балета шли последние репетиции перед мировой премьерой оперы “Видения Иоанна Грозного”, на которую съехался весь белый свет. В заново отреставрированном театре оперу представляла группа прославленных мастеров музыкальной сцены во главе с маэстро Мстиславом Ростроповичем. И это событие, как выяснилось, каким-то мистическим образом оказалось связанным с историческим прошлым города на Волге.

Взять хоть историю с самарскими колоколами, случившуюся в большевистское лихолетье 30-х годов, когда в революционно-атеистическом беспределе срывались с колоколен колокола, и было снесено в Самаре множество прекрасных церквей и монастырей. Как вспоминают старожилы, “казненные” колокола были погружены на баржу, и чуть ли ни все городское население собралось на берегу Волги, чтобы проводить их в последний путь. И вдруг отчалившая баржа стала медленно уходить под воду на глазах потрясенного народа. И затонула. И - значит - остались те колокола в прибрежных водах Самарской Луки по сю пору. И, быть может, кому-то по сей день чудится танственный подводный звон невидимого Града Китежа…

Но как объяснить такое странное совпадение образов и сюжетов: именно идея Китежа, идея воздаяния (по которой лишь праведники и невинные жертвы земных палачей обретают вечную жизнь в ином светлом мире) легла в основу замысла оперы “Видения Иоанна Грозного”, которую в 1993 году начал сочинять пербургский композитор Сергей Слонимский, еще не ведая о том, что ее громкая мировая премьера состоится именно в Самаре?! А когда в феврале 1999 года под сводами самарского театра прозвучало старинное русское церковное пение - эти преображенные стихиры, составившие своеобразный “посткучкистский” стиль оперы о преступном русском царе, мающемся в предсмертных видениях, - кто-то из старожилов вдруг вспомнил, что первые бревна самарской крепости на Волге закладывались именно в последние мучительные годы жизни Ивана Васильевича, Грозного царя…

Так когда же начался духовный взлет купеческой Самары? Не тогда ли, в 1851-м, когда из кружка любителей музыки вдруг было образовано Филармоническое общество (на год раньше русского музыкального общества, учрежденного Антоном Рубинштейном в Петербурге)? Или в 1860-м, когда Самару посетила труппа Миланского театра “Ла Скала” с тремя нашумевшими спектаклями - “Севильский цирюльник”, “Травиата”, “Лючия ди Ламермур”? Или в тот памятный день 2 октября 1988 года, когда в заново построенном после пожара здании Театра Драмы - этом сказочном русском тереме, сочиненном архитектором М.Н.Чичаговым в духе московского зодчества XVII века, - открылся первый сезон? Нет. Пока еще - нет. Ибо в 1895 году Максим Горький, начавший выступать в Самаре в роли театрального критика (под псевдонимом Иегудиил Хламида), писал:

“Смертный, входящий в Самару, с надеждой в ней встретить культуру,

Вспять возвратися, зане город сей груб и убог”…

Еще жестче сказал о Самаре конца ХIX века Алексей Толстой, живший там в юные годы: “Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами”.

Летом 1890 года Самару посетил 17-летний Федор Шаляпин и застал своих родителей в страшной бедности (“мать-то по миру ходит”, - говорил отец). Сам Федор подрабатывал крючником, грузил мешки с мукой и арбузы. А в 1891-м нанялся за 25 рублей в месяц хористом в малороссийскую труппу Г.Н.Деркача и с ней отбыл в Бузулук. Только 18 лет спустя Шаляпин дал свой единственный сольный концерт в Самаре - 19 сентября 1909 года, при огромном стечении восторженной публики. Но это было уже другое время. Это была уже другая Самара. У нее уже был Театр-цирк “Олимп”.

Кажется, с этого все и началось. Город получил в 1907 году вдохновенное произведение провинциального модерна: большое, остроумно решенное театральное здание, с живописной чашей амфитеатра в зрительном зале на 1100 мест и хорошей акустикой. Оно имело комплекс редких технических приспособлений для исполнения или постановки самых разных музыкально-театральных жанров, будь то опера, оперетта, концерт или цирк. Такого не имел ни один другой губернский город России. И грянул музакально-театральный просветительский бум в Самаре!

Выдающимся событием стал приезд в город симфонического оркестра Сергея Кусевицкого и композитора Александра Скрябина, солировавшего в своем Концерте для фортепиано. В тот вечер - 7 мая 1910 года - звучала музыка исключительно русских композиторов: Римского-Корсакова, Танеева, Скрябина, Чайковского, а в фойе, помимо бесплатных программ-аннотаций, с биографиями, портретами, разборами и нотными примерами, продавались дешевые карманные партитуры (!).

Позднее в Театре-цирке “Олимп” развернула свою деятельность известная оперная антреприза Д.Х.Южина, где пели замечательные певцы, в частности, будущая примадона Большого театра Глафира Жуковская, знаменитые басы - братья Григорий и Александр Пироговы . Репертуарная афиша ошеломляла изобилием оперных шедевров: от “Бориса Годунова” и “Хованщины” до “Нерона” и “Искателей жемчуга”.

Что-то незримо менялось в культурной атмосфере города, усиливая его тайные космические излучения. Не потому ли Сергей Есенин именно здесь сочинил своего гениального “Емельяна Пугачева”, не выходя из поезда, стоявшего больше недели на станции “Самара”? Не потому ли молодой Борис Пастернак узрел, почувствовал в Самаре 1916 года “сладчайший кусок Москвы”? А двумя десятилетиями позднее известный немецкий дирижер-гастролер Оскар Фрид не посчитал зазорным выступить с оркестром самарского оперного театра в двух концертах из произведений Бетховена и Вагнера. А когда в честь 100-летия Чайковского, а именно - 5 апреля 1940 года была создана (на базе старого “Олимпа”) Самарская филармония, музыкальная жизнь бывшей “сторожевой крепости” обрела черты вполне столичной интенсивности и художественного содержания. На афишах появились имена Д.Ойстраха, Э.Гилельса, М.Рейзена, А.Софроницкого, обширные камерные программы самарских музыкантов, творческие отчеты композиторов и т.д. А в годы войны именно в Самару была эвакуирована столичная музыкальная элита - Большой театр и выдающиеся композиторы, включая Дмитрия Шостаковича. И вот он, оглушительный аккорд фортиссимо: 5 мая 1942 года впервые прозвучала на весь мир Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича - из Самары! Оркестром Большого театра продирижировал Самуил Самосуд, а вступительное слово перед премьерой, волнуясь и заикаясь, произнес сам Дмитрий Дмитриевич, живший тогда в Самаре, на улице Фрунзе…

Не зря, не зря назвал Самару “сладчайшим куском Москвы” Борис Пастернак. Ведь именно на этом “сладчайшем куске” построил свою подземную девятиэтажную (!) берлогу “отец народов”, готовясь скрыться от гибельной войны. И по иронии судьбы, именно над этой берлогой-бункером (нынче - музеем) стоит Самарский музыкальный театр, разразившийся в конце ХХ века оперой о “Гении злодейства”, любимце и предшественнике Иосифа Сталина. Вот она, мистика истории Самары и ее культуры! По каким-то саркастическим законам небесной канцелярии, оперой “Видения Иоанна Грозного” дирижировал игнанник постсталинского режима Мстислав Ростропович, вернувшийся в этот город через 26 лет ( а Самара была последним перед изгнанием из России городом, где он концертировал в 1973 году, не боясь опалы). А в конце этого блестящего спектакля, поставленного режиссером Робертом Стуруа, уже умерший и распятый в аду злодей - русский царь Иоанн - вдруг возносится над толпой праведников, своих бывших жертв, обретших “свой Китеж”, и застывает в театральных небесах со сжатым кулаком внезапно ожившей руки мертвеца. Чтобы помнили: он всегда может вернуться. Он - нам грозит…

То было в феврале 1999 года (“Какая магическая цифра!” - восклицал Ростропович). А через два года и снова в феврале (мистика дат!) в музыкальной жизни Самары произошло еще одно судьбоносное событие. В красивейшем зале Самарской филармонии, в новом здании Театра-цирка “Олимп”, созданного могучим талантом архитектора Юрия Храмова и открытого в 1988 году, зазвучал орган. Этот большой и великолепный концертный инструмент был изготовлен известной немецкой фирмой “Рудольф фон Бекерат” на основании концепции и диспозиции, составленной “мэтром” российской органной культуры Гарри Гродбергом. Ни в одном российском городе, где открывались органы (а их было 30!), не звучало подряд три концерта “открывателя”. В Самаре органная эра открывалась при фантастическом стечении публики тремя концертами органиста Гарри Гродберга - 17, 18 и 19 февраля 2001 года - где прозвучали классические “хиты” органной музыки всех времен и стилей.

Голос Царь-инструмента в юбилейные дни 150-летия Самарской губернии - это класс!

Послесловие.

В цепь “неслучайностей” истории Самары и ее культуры как нельзя лучше вписывается детище современной генерации самарских литераторов - “Вестник современного искусства”, выходивший в 1997-98 годы под символическим названием “Цирк “Олимп” (главный редактор Сергей Лейбград). В нем публиковали свои оригинальнейшие сочинения, исследования и эссе не только самарцы (как, например, Александр Уланов, член нашего Союза литераторов РФ), но и многие москвичи и санкт-петербуржцы - Генрих Сапгир, Лев Рубинштейн, Владимир Салимон, Владимир Тучков и многие другие. Но это, как говорится, уже иная история, о которой, быть может, когда-нибудь расскажут ее участники и творцы.
МОЛ, №2, 2001
Используются технологии uCoz