Борис Севастьянов

Юрликбез

Автор и Интернет

Интернет шагает по стране. По темпам роста числа его пользователей Россия в минувшем году обогнала всех. С экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, со страниц газет нас постоянно убеждают в том, какое благо наконец подключиться к сети, как много интересного нас там ждет и как свободно мы себя можем чувствовать на его просторах. Степень свободы в интернет действительно поражает воображение. Уже вошло в обиход словечко "интернет-халява". Действительно - халява. Любая песня, едва появившись на радио, еще до выхода альбома, тут же (и как правило с помощью этого самого радио) оказывается доступной пользователям интернет. Зачем покупать кассету? Любая программа (кстати, они тоже защищены авторским правом) выкладывается для всеобщего пользования уже через неделю после начала ее официальных продаж. Доходит до курьезов, когда еще до официального ее выпуска добрая половина интернетчиков успела ее скачать, установить и поделиться с остальными впечатлениями. Так зачем покупать диск? Не минула аналогичная участь и литературные произведения. Каюсь, но при подготовке очередной курсовой и сам нередко заглядывал в "библиотечку юриста" на популярном сайте. Не покупать же книгу!

С интересом наблюдает интернет-сообщество за борьбой звукозаписывающих компаний со скандальным Napster-ом, распространявшем контрафактные экземпляры популярных песен. Что самое интересное, расправившись с одним нарушителем, эти компании столкнулись сразу же с еще несколькими подобными. Как головы гидры, по две на каждую отрубленную, разрастаются они сегодня по всемирной паутине. Дошло до того, что компания Hewlett Packard стала отчислять авторскому сообществу Германии по 10 марок с каждого проданного записывающего CD-проигрывателя, поскольку те могут быть использованы для создания пиратских дисков. Россия сегодня явно не входит в число стран, активно борющихся за авторские права в интернет. Если на что-то наших правоохранительных органов хватает, то только на борьбу с детской порнографией в сети, да на поимку пары-тройки "кардеров" (взломщиков кредитных карточек, совершающих по ним покупки в интернет-магазинах). Так что, как говорил Остап Бендер, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Придется видно нам самим побороться за наши права, тем более, что за последние несколько лет законодательная база в этой отрасли значительно усовершенствовалась.

Так перечень прав автора по Гражданскому Кодексу РСФСР (в этой части он до сих пор действует) был дополнен еще одним, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме. А именно, в тексте Закона "Об авторском праве и смежных правах" содержится упоминание о том, что автору (и только автору) принадлежит право на сообщение произведения. Под сообщением понимается не только показывание, исполнение, передача произведения в эфир, но и иные действия, посредством которых произведения становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия. Теперь стало совершенно ясно, что, предоставив доступ к файлу, содержащему книгу, песню, программу или иное произведение, через сеть интернет вы нарушаете авторское право. До появления этой нормы предполагаемому нарушителю было достаточно предъявить в суде лицензионный диск (или купленную книгу) и сказать о том, что собственно право пользования этим произведением он уже купил, так не требуйте от него большего. Сегодня этот пробел в праве ликвидирован, но исковых заявлений по подобному основанию в судах по-прежнему не много. В чем причина такой "апатии"? Попробуем разобраться.

Определенные трудности возникают в процессе доказывания. Содержимое интернет-страницы можно изменить за считанные минуты и может оказаться так, что к моменту судебного слушания весь контрафактный материал будет с нее убран. Имея дело с "виртуальной реальностью" следует позаботиться об этом заранее. Во-первых, свидетельские показания у нас пока никто не отменял, поэтому, обнаружив свои труды на страницах незнакомого вам сервера, не поленитесь пригласить друзей полюбоваться на него вместе. Во-вторых, в соответствии с п. 18 ст. 35 Основ законодательства "О нотариате" нотариусы в России обеспечивают доказательства в досудебном порядке. А именно: по вашему заявлению нотариус обязан засвидетельствовать факт сообщения вашего произведение через интернет. Если нет возможности продемонстрировать это прямо у нотариуса (радиомодем пока вещь редкая), то стоит пригласить его к ближайшему подключенному к сети компьютеру. Все ваши затраты все равно будут возложены потом на ответчика.

"Закрепив" таким образом сам факт сообщения, следует направить ваши усилия на поиски того самого ответчика. Вам повезло, если на страницах, содержащих ссылки на ваше произведение, вам встретиться наименование или адрес компании-владельца (или Ф.И.О. физического лица). Обязательно отразите это в заявлении на имя нотариуса. Если этого не случилось, то не отчаивайтесь.

Если квалификация позволяет, попробуйте сами вычислить владельца доменного имени (адреса по которому расположены найденные вами страницы). Любое имя должно быть зарегистрировано на действительно существующее физическое или юридическое лицо. В сети существует масса серверов, оказывающих подобные услуги. Все бремя ответственности ложится на такого владельца.

Когда собственных знаний недостаточно - следует обратиться к профессионалам. Это может быть сосед-хакер, а может быть и специальное детективное агентство (есть и такие). В любом случае сохраните материальное подтверждение своих расходов (расписку от соседа, договор с агентством) для того, что бы взыскать их с ответчика.

Если ваши поиски увенчались успехом, следует, не откладывая, обращаться в суд. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине истцы по искам, вытекающим из авторского права, освобождаются от уплаты госпошлины. В том случае, если на странице установлен счетчик посещений (что довольно популярно), смело умножайте это число на стоимость книги и требуйте возмещения убытков и упущенной выгоды (пп.3 п.1 ст.49 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). В том случае, если на странице с вашим произведением размещена реклама, истребуйте через суд от ответчика бухгалтерскую отчетность, касающуюся доходов от такой рекламы, и требуйте взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения ваших авторских прав (пп.5 той же статьи). Предварительно полезно под видом клиента получить от этой компании расценки на рекламу, поскольку, возможно, в бухгалтерских документах она будет занижена. Если ни того, ни другого на странице не обнаружите - требуйте фиксированную денежную компенсацию (от 10 до 50 000 минимальных окладов).

Если у вас еще остались сомнения, то не забывайте, что в соответствии с п. 2.2 нашего устава, – Союз Литераторов "обеспечивает правовую и иную необходимую защиту и консультации своих членов". Мы всегда Вам поможем.


МОЛ, №2, 2001
Используются технологии uCoz