Легенды и были МОЛа

Пречистенка 19

Традиция - вот что лежит в основе этой задумки Зураба Церетели. Россия жива не только сегодняшним днем, но прежде всего своей культурной традицией. История и современность сплелись воедино в представленной Российской академией художеств экспозиции.

А в день открытия пушинке негде было упасть - столько столпилось народа. Наша маленькая делегация, ведомая поэтом Григорием Андреевым, пройдя через арку "металлоискателя", благополучно очутилась в зале, где Церетели собрал вместе отлитых из меди Есенина и Цветаеву, Меерхольда и Бродского– А мы раздаем "МОЛ" с изображением Бродского во весь рост и подписью: скульптура работы Церетели. "Как Вы успели?" - видим немой вопрос в глазах Иманта Даудиша, посла Латвии в России и советницы по вопросам культуры Анете Пауле, дочери Раймонда Паулса. "А вот так!"– К своему памятнику подходит Илья Резник.

Ошеломлен. Просим встать лицом к нам и снимаем обоих. Наутро прочтем в "Новой газете" отклик о дорогом пальто на памятнике Илье Резнику. А на Илью что ни надень - все хорошо будет.

Новые залы Императорской Академии художеств обойти не просто, целых три этажа. История Академии, от императрицы Елизаветы Петровны до теперешнего Президента Академии художеств.

Отчет почти за 300 лет. Вот работы Карла Брюллова, а вот скульптуры Антокольского, а вот посмертная маска Сталина, а вот работы А. Дейнеки, П. Корина, В.Серова, А.Бурганова, А.Родченко, М.Сарьяна, Б.Мессерера–

Было намерение посмотреть все, но через три часа усталость дала себя знать, а еще не во все залы 2-го и 3-его тажа удалось зайти.

Конечно, событие грандиозное, теперь залы Академии художеств занимают на Пречистенке целый квартал. Три года под руководством З.Церетели шли реставрационные работы. Для широкой публики стал доступен один из красивейших московских дворцов 18-19 веков, построенный, возможно, самим Матвеем Казаковым. Сын первого владельца – Илья Долгоруков - состоял в Союзе благоденствия, но потом от движения отошел, за что и был назван в "Евгении Онегине" осторожным Ильей.

Про этот музей еще не все знают

Недавно в торжественной обстановке во дворике Музея Современного искусства на Петровке французы, в лице своего представителя Анри Морвана, говорили замечательные слова о давних и прочных культурных связях двух наших стран. Приглашенные заполнили весь дворик, фотографировались рядом с новым экспонатом музея - фрагментом лестницы Эйфелевой башни. В честь прибытия уникальной лестницы и состоялись торжества.

Некоторые из приглашенных впервые оказались в музее на Петровке (как раз напротив дивного ансамбля Высоко-Петровского монастыря).

Музей современного искусства открыли в декабре1999г., и экспозиция его уникальна. О ней можно рассказывать без конца. Но все-таки лучше один раз самому увидеть и облучиться флюидами Бориса Григорьева, Владимира Немухина, Укинори Янаки, Татьяны Назаренко, Оскара Рабина. Иди и смотри хоть на "Икара" Дробицкого, хоть на

"Дворника" Церетели, или же на замечательную работу художника и поэта Дмитрия Пригова, о стихах которого поэт Алексей Парщиков написал, будучи в США, целую диссертацию. Правда, в прозе.

Прозы в нашей Москве теперь заметно поубавилось. А во двор музея на Петровке, чтобы увидеть еще одно чудо Церетели – Эйфелеву лестницу, уже на следующий день с согласия охраны заглянула экскурсионная группа. Общему удивлению не было придела. Правда, кто-то все же посетовал, что лучше дом для сирот построить, чем старье привозить. Тогда экскурсовод предложила вспомнить героя старой миниатюры Аркадия Райкина, протестовавшего против того, что "балерины у нас зря танцуют, без пользы, а если бы к балерине приводной ремень приладить, она бы не просто крутилась, а еще и электричество вырабатывала". При утилитарном подходе вовсе не понятно, зачем, например, надо какого-то мужика с крыльями рисовать. Поэтому, наверно, у "Икара" на полотне Дробицкого, чьи-то пальцы перья выщипывают к чертовой матери. Взлетит и получится, как в стихотворении Д. Цесельчука "Икар": Стоит Икар на крыше дома В рубахе чуть прикрывший срам За ним техничка тетя Тома Но как он очутился там Икар назвал художник сценку На желтый двухэтажный дом На тети томину коленку Застыв гляжу с открытым ртом Мне нравится татуировка "Икар" - от кисти до локтя На нем картуз сидит неловко Большое божее дитя Художник этот что Икара Запечатлел на полотне Его красавица Тамара Еще не раз приснятся мне И узкий желоб водосточный Куда уже ступил дружок И этот беспощадный точный Без крыльев за спиной прыжок Гостей потчевали древним русским напитком - сногсшибательной хреновухой, закусывать предлагали разносолами - грибами да маринадами, и, украшая щедрое застолье, с цыганским восторгом скрипка нашего барда Константина Мережникова перекликалась со скрипкой его виртуозной партнерши, и щелкали, щелкали фотокорреспонденты, стараясь запечатлеть именитых гостей на фоне металлического чуда Гюстава Эйфеля, созданного в 1889 году.

Мы ходили гоголем два дня

Весной тянет на солнышко, поближе к природе, птичек послушать, расслабиться после долгой зимы, художников с этюдниками становится больше в общественном транспорте. Художники позвали литераторов на Гоголевский бульвар, в трудовые будни, 7 и 8 мая подарить праздник друг другу и окружающим. У московских бульваров своя жизнь: дети, шахматисты, нежные и не очень парочки всех возрастов. Художники построили эстраду, литераторы устроили рядом книжный развал. Художники принесли картины, ювелирку, разместили бережно и красиво от павильона станции метро "Кропоткинская" до излома бульвара перед своим творческим пристанищем, бывшем дворцом Нарышкиных. Им, художникам, вообще неймется: начали с бульдозерной выставки, отметились в Пчеловодстве, выжили на Малой Грузинской, и, нате вам, к декабристам под крыло.

Литераторы взяли гитары, и вот уже поочередно Виктор Луферов, Александр Сотник, Игорь Симановский, все в солнечных бликах, слышны (микрофоны хорошие, как и голоса) от памятника Гоголю до самого храма Христа Спасителя. Слушатели тоже не лыком шиты: девушки дарят цветы, шелковыми платками обвязывают шеи бардов. Но не только песни: вот Ирина Суглобова, Наталья Рожкова, Ксения Радионова, Людмила Колодяжная читают свои стихи. Поверьте, не такое это легкое дело - читать серьезные стихи на бульваре. Зато автографы раздавать неожиданным слушателям приятно.

Два дня, с полудня и до шести вечера мы с художниками прожили на Гоголевском. Пришел философ Игорь Чубайс, затеял дискуссию у микрофона о судьбе России. Народу набежало, усеяли все склоны на бульваре напротив эстрады. Подошел задумчивый алеут, потребовал от Чубайса вернуть Аляску. Всего не расскажешь. Хочется поделиться и впечатлениями от замечательного рассказа Владимира Новикова об истории Рыцарского Ордена в России. И о чтении собственных басен Олегом Любимовым, который так сроднился через некоторое время со слушателями, что неожиданно, без всякого сопровождения, хорошо поставленным голосом вдруг исполнил довольно сложную оперетточную арию к полному восторгу окружающих. Свежий воздух раскрепощает.

Начальник художников Эдуард Дробицкий и начальник литераторов Дмитрий Цесельчук подверглись испытанию со стороны Казачьего хора. Да, был и Казачий хор. Казаки преподнесли на саблях каждому из них по немалой рюмке водки, и пить надо было прямо с сабли. Под величальную казаков, не притрагиваясь руками к рюмке и не расплескав ни одной капли. Что ж, за плечами у руководителей Союзов не простая творческая и административная жизнь, не одна и не две изданные книги, не одна и не две написанные картины, и постоянная тяжелая борьба с чиновниками за возможность творческой жизни в творческих союзах, за российскую культуру. Так что не подкачали Эдуард Николаевич и Дмитрий Юрьевич, выпили по всей форме, капли не пролилось.

Что означает "Арбат"

Арбат - это во всех смыслах большая дорога. Что и кого здесь только не встретишь. Бомжи, иноземцы. Телевизионщики останавливают прохожих и заставляют то спеть что-нибудь, то рассказать.

19 мая, оказавшись на эстраде, сооруженной рядом с памятником Пушкину и Гончаровой, мы, вовлеченные Управой АРБАТ в проведение Третьего Фестиваля авторского творчества и авторских программ "Ах, Арбат, наш Арбат", тоже стали задавать вопросы. Автор последнего московского путеводителя, по совместительству ответственный секретарь газеты "МОЛ", Нина Давыдова затеяла викторину. Вопрос простой: "Что означает слово "арбат"? Приз - наша газета. Окруживший эстраду люд призадумался, особенно молодежь. Среднее поколение имело более крепкие представления об этимологии и стало активно предлагать ответы: арба, горбатый. Приз вручили гостю из Ирана, на ломаном русском он сказал, что на его языке слово "арбат" означает "предместье". Так "МОЛ" отправился из Москвы в Иран.

Вечерний Арбат осветился фонарями. Слушающей и фланирующей публики становилось все больше, а на эстраде сменяли друг друга наши барды: Дмитрий Каледин, Дмитрий Курилов, Людмила Стальнова и Галина Вовченко - дуэт лауреатов самых разных конкурсов, в том числе и военной песни. Мужской коллектив Союза литераторов состоял почему-то из одних Дмитриев, наши выступления завершил Дмитрий Цесельчук, читал, на ночь глядя, только оптимистическое из своего "Лирического анти-дефолта":

"Твои формы, как реформы, доведут меня до нормы",
или:

"Как солдат идет на штык, так и я к тебе привык ".

Светлана Козыревская, представлявшая руководство Центрального административного округа, прилюдно призналось, что наконец-то удалось ей послушать, хотя и шуточные, но настоящие стихи. Все отличившиеся получили дипломы и ценные подарки - книгу величайшего спортсмена XX века Валерия Брумеля (помните, как он взял "невероятные два восемь" после злосчастного перелома ноги) и книгу главы управы "Арбат" В.И.Голованова о тайных пружинах административного взлета. А последним призом для нас и всей арбатской публики стало выступление Ярослава Семенова, одного из организаторов и главного режиссера этого фестиваля, лауреата Московского конкурса эстрадной песни имени Л.Утесова. Он пел и свои песни, и чужие, популярные, любимые. Аплодисменты, крики "браво", но в начале одиннадцатого пришлось, все-таки, распрощаться друг с другом. До следующей встречи в "предместье" - на Арбате.

Престижный Спайдер, его Маус, а фиалки наши

В новом веке в нашем издательстве вышла книга прозаика Натальи Гиляровой "Фиалка и бабы", сразу получившая хорошие отклики в прессе. Первая книга молодого прозаика, а критики вдруг поставили ее в один ряд с прозой Ф.Достоевского, М.Булгакова, противопоставили, неизвестно за что, творческому методу В.Пелевина. Чтобы не в одиночестве переживать свалившуюся славу, Наталья Гилярова и руководитель издательских программ МОЛ СЛ РФ Сергей Генералов пригласили всех, готовых к совместному сопереживанию в лучах чужой славы, в престижную галерею "Spider and mouth", или, как мы обычно говорим, к Иогансону. Справка: Игорь Иогансон, владелец Галереи, поэт, художник, потомок Иогансонов. В галерее показали мультик "Снежная баба", созданный руками той же Н.Гиляровой. На бесплатное кино притянуло знаменитого интернет-лит-обозревателя г-на Курицына, ощущавшего себя в роли настоящего свадебного генерала. Всем присутствовавшим подарили по одному экземпляру книги, желающие получили Наташин автограф. В конце вечера г-н Курицын бегло ознакомился с материалами газеты "МОЛ", и по прошествии времени в Интернете задал вопрос "Почему длиннее?" Справка. Редколлегия "МОЛ" разъясняет: Иосиф Бродский, хорошо понимавший людей и наше мироустройство, имел в виду, что если бы он не был осужден в России, не стал политэмигрантом, то его путь к Нобелевской премии и известности был бы длиннее. Мы поздравляем Наталию Гилярову с выходом первой книги, а также с тем, что расходится книга в магазинах почти молниеносно. Спешите приобрести , чтобы прочитать..

В гостях у "Человека"

Оказывается, у нас в Москве все есть. Если приехать, например, в "Свиблово", можно познакомиться с музеем под названием "Человек", существующим вместе с библиотекой и даже собственной газетой. Мы так и сделали, провели презентацию трех номеров нашего "МОЛ"а в небольшом уютном зале со сценой и роялем, освоив и то, и другое, и третье. Вечер открыла вице-президент объединения "Музей Человека", директор Центральной библиотеки № 110 Валентина Устинюк, тут же познакомила нас с главным редактором газеты "МУЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА" Галиной Пикулевой. А мы, в свою очередь, одарили хозяев настоящими Поэтами. Непростую поэзию Георгия Генниса, Ирины Кронгауз, Галины Воропаевой, Татьяны Пацаевой аудитория принимала с полным пониманием. Свою новую книгу "Кремлевские призраки" представил Игорь Харичев, но пугать призраками не стал, ограничился набором фирменных вопросов-"куциков", например: "Можно ли вести половую жизнь через пень-колоду?". Публика никак не хотела отпускать поэта и театрального режиссера Илью Воробьева, создавшего у всех на глазах небольшой поэтический спектакль. Столь же сложно было уйти со сцены барду Дмитрию Курилову. А поэту Николаю Иодловскому публика так приглянулась, что он не ограничился просто чтением своих стихов. Глядя на рояль, сказал: "Сейчас cбацаю" . Играл замечательно, в том числе и свою музыку. Его тоже не хотели отпускать. Много вопросов о газете, о возможности участвовать в конкурсах задавали гости музея главному редактору "МОЛ" Дмитрию Цесельчуку и ответственному секретарю Нине Давыдовой. В это время выпускающий редактор Денис Ландин ревниво сравнивал музейную газету с нашей, телевизионщики под руководством знаменитого Леонида Иоффе уже "сворачивали" аппаратуру, а мы раздавали наши фирменные редакционные баранки, которые берем на все наши презентации. Да что долго рассказывать, возможно, наш вечер вы видели по каналу ТВЦ.

МОЛ, 5-6(14), 2001

Используются технологии uCoz