Геннадий ПАРОШИН

О социальной защите работников творческих профессий

Председатель Российского профсоюза работников культуры

Продолжаем разговор, начатый в предыдущих номерах нашей газеты: свобода слова, творческая деятельность, новый трудовой кодекс, творческие союзы – как все это можно соединить наилучшим для будущего нашей культуры образом. К разговору присоединяются профессионалы – в самом прямом смысле слова – Российский профсоюз работников культуры. В октябре прошел III Пленум профсоюза и мы помещаем выдержки из основного выступления на пленуме.

Проблема организации социальной защиты работников творческих профессий - чрезвычайно острая и болезненная.

Музеи не имеют достаточных средств на закупки; государственные заказы мизерны, творцы - представители так называемых свободных профессий (художники, композиторы, писатели, проф. спортсмены и т.д.) остались практически один на один с менеджерами от культуры, которые, пользуясь их социальной незащищенностью и преследуя свои коммерческие цели, способствуют не развитию подлинной культуры, а созданию массовой коммерческой культурной продукции.

Нет ни одного закона, где бы все виды доходов от творческой деятельности приравнивались бы к авторскому гонорару. Авторским гонораром, например, не является продажа художником своего произведения через галерею.

Для творческого работника свободной профессии характерна нерегулярность получения дохода, поэтому налоговое законодательство должно учитывать распределенный доход на период создания произведения. А этого нет.

Коммерческие структуры, работающие на рынке культурных благ, не могут обеспечить финансовую поддержку высокого искусства достаточными долгосрочными капиталовложениями. Они настроены лишь на первоначальное накопление капитала. Новая российская банковская и промышленная элита не только обладает сомнительным вкусом в области культуры, но и в связи с экономической нестабильностью и личной небезопасностью предпочитает вкладывать деньги в экономику зарубежья, а не в российское искусство. В этих условиях эффективность реализации политики государства в отношении социальной защиты творческих работников ставится под сомнение.

Что предлагается?

В условиях ограниченных ресурсов следует направлять их туда и тем, где и кому их наличие принесет максимальный эффект. В этой связи первостепенным является вопрос о правовом статусе творческого работника и способе определения того, кто им является. Эта категория работников пока не определена законодательно и не существует такого органа, который отделял бы творческих работников от прочих граждан, которые занимаются творчеством на любительской основе. При этом творческая деятельность является настолько разноплановой и многосторонней, что определить и тем более законодательно закрепить объективные критерии для однозначного определения творческого работника, как это попытались сделать в "Основах законодательства о культуре", практически невозможно.

Ранее функцию экспертной оценки принадлежности человека, занимающегося творчеством, к творческим работникам и последующего учета и взаимодействия с ним выполняли творческие союзы, а также профессиональные организации художников-графиков, литераторов и драматургов, входящих в наш профсоюз, т.е. организации, состоящие из профессионалов, признающих друг друга таковыми, - коллег по творческому цеху.

Для многих госорганизаций справка о членстве в творческом союзе до сих пор является документом, подтверждающим творческий характер деятельности человека, дающим возможность распространения на него действующего законодательства.

Специально отмечу, что при налогообложении творческую деятельность нельзя рассматривать как предпринимательскую, т.к. ее цель - не получение прибыли, а создание произведения искусства - делает невозможным даже планирование таковой.

Хочу привести извлечение из рекомендаций ЮНЕСКО в адрес правительств государств-членов этой международной организации, - а Россия входит в нее, - под названием "О положении творческих работников" от 28.10.80 г., в котором предписывается следующее: "...поскольку произведение искусства не должно рассматриваться ни как предмет потребления, ни как форма включения капитала, государствам-членам в интересах творческих работников и развития искусства предлагается снять все косвенные налоги на произведения искусства на стадии их создания, распространения или первой продажи".

Действительно, реализация творческим работником результатов своего труда не является обязательным условием творческого процесса. Результатом может быть обнародование в некоммерческой форме. При этом реализация результатов и создание культурных и интеллектуальных ценностей могут быть существенно разнесены во времени.

С профсоюзной точки зрения особенности специфики творческой деятельности должны подлежать подтверждению и учету, тем более, если на этой основе государством вводятся какие-то законодательные ограничения.

Например, если периоды творческой деятельности, каковыми являются работа по договорам (в том числе авторским!) и периоды создания произведений, которые не были реализованы, входят в творческий стаж, то необходимы организации, которые, подобно работодателю в цехе, контролируют периоды творческой работы и удостоверяют факт обнародования произведения. Поэтому профсоюз поддерживает идею сохранения за творческими союзами этой функции, как это было ранее.

Но до тех пор, пока принятый Думой и отклоненный Президентом закон "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах" не принят, вышеуказанная категория трудящихся законодательно не защищена.

Стоит отдельно сказать о новом Трудовом кодексе, в котором "надомники", "внештатники", люди работающие по авторским, а не по трудовым договорам отсутствуют начисто. В июле мы направили протест профсоюза в Госдуму по поводу редакции ст. 57, регулирующей срочные трудовые договоры.

Неуклонно возрастающий разрыв в оплате труда между госслужащими и "творцами", пенсионная реформа и отмена льготных пенсий за выслугу лет, принятие изменений и дополнений в "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", - все это требует участия профессионалов в борьбе за права такой специфической и слабозащищенной категории трудящих, как работники творческих профессий. Недаром на недавнем Съезде Союза кинематографистоф России известный театральный режиссер Марк Захаров высказался за вхождение в профсоюзы, защищенные работающим, принятым Госдумой и утвержденным Президентом Законом.

Не улучшается социальное положение журналистов. Владельцы частных изданий, нанимая на работу, не оформляют трудовых договоров, не производят отчислений в социальные фонды, не издают соответствующих приказов. В любой момент, в нарушение КЗОТа, могут уволить неугодного журналиста. Наблюдается невиданный разрыв между заработками "хозяев" газет и рядовыми журналистами. Налицо негласная эксплуатация труда нарушение авторских прав. Наша задача противостоять этим негативным, противоправным явлениям, необходимо защитить входящих в наш профсоюз трудящихся.

Вызывает серьезную обеспокоенность судьба пенсионного обеспечения по старости творческих работников, занятых в бюджетных организациях, в случае принятия пенсионной системы и именных накопительных счетов. Крайне низкая зарплата не позволит накопить на счетах будущих пенсионеров достойных сумм.

Весьма оптимистические расчеты размера пенсии, сделанные исходя из средней зарплаты в экономике, подавляющего большинства творческих работников не касаются. Пенсия артиста или журналиста будет примерно в 2 раза ниже, чем у работников производственной сферы и, тем более, сферы бизнеса.

Вопросы реформирования пенсионного обеспечения работников учреждений бюджетной сферы в настоящее время проработаны, к сожалению, только на концептуальном уровне.

В заключение, несколько слов о судьбе проекта Федерального закона "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах", принятого Государственной Думой 1 декабря 1999 года, одобренного Советом Федерации 23 декабря 1999 года. Его судьба поистине трагична, т.к., после наложения на него вето Президента 3 января 2000 года, проект остается полностью заблокированным.

А это значит, что в настоящее время застопорено решение таких вопросов как:

Обращаясь к руководству творческих союзов, хочу напомнить, что Закон о профсоюзах действует.

P.S.: Союз литераторов России в октябре 2001 года заключил с Российским профсоюзом работников культуры Соглашение о взаимоподдержке.

Первая совместная акция пройдет в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ).


МОЛ, №9-10 , 2001
Используются технологии uCoz