Нина Давыдова

Гоголем по Гоголевскому

 

Год назад, в мае, начали мы обживать Гоголевский бульвар. Целых три солнечных, слава Богу, дня общались с бульварной (т.е. любящей московские бульвары) публикой. Были интересные знакомства, особенно с ветеранами Великой Отечественной и коренными жителями арбатских улиц и переулков, помнивших, например, Храм Христа Спасителя еще до разрушения.

Майские "Гоголевские встречи" будут и в этом году. И станут, будем надеяться, ежегодными.

Пожалуй, как нельзя больше подходит для бульвара название Гоголевский: уж где как не на бульваре хорошо пройтись гоголем на виду у всех! Гоголь – это, согласно В.Далю, утка Fuligula, круглоклювый красивый нырок. Отсюда и выражение “гоголистый молодец”, осанистый и гордый. Но не в честь утки переименовали в 1924 году Пречистенский бульвар в Гоголевский, а в память о великом русском писателе Николае Васильевиче Гоголе. Николай Васильевич хорошо знал, любил и понимал Москву, жил в последние годы на Никитском бульваре в доме графа А.П.Толстого. Любил гулять по бульварам – зимой в шубе, а летом в испанском плаще без рукавов. Московские студенты, боготворившие Гоголя и знавшие его привычки, поджидали писателя на бульваре, чтобы "любоваться, как гулял Гоголь".

В этом году отмечается круглая дата: 150 лет назад Н.В. Гоголь скончался. Во дворе дома графа Толстого памятник скорбному Гоголю работы скульптора Н.Андреева, а в конце Гоголевского бульвара в 1952 году лицом к Арбатской площади поставлен "жизнеутверждающий" памятник Гоголю работы известного советского скульптора Н.Томского.

Гоголевский, или, по-старинному, Пречистенский, бульвар соединяет площади Пречистенских и Арбатских ворот. Сами ворота не сохранились, имели они отношение к средневековым укреплениям, сооруженным в конце XVI века из кирпича знаменитым градодельцем Федором Конем. Но, хотя и кирпичные, назывались укрепления Белым городом и просуществовали до конца XVIII века. В это время в Европе появилась мода на бульвары, и из Франции "бульварная" мода пришла к нам. Стали разбирать мощные стены и башни Белого города еще в правление Екатерины II, в ее же правление был разбит первым Тверской бульвар, а привычное нам бульварное кольцо создавалось уже после войны 1812 года.

Гоголевский - особенный бульвар, с неповторимым рельефом. Одна его сторона "уползла" вниз, к ручью с нехорошим названием Черторый: вытекал из Козьего болота, что было в районе нынешних Патриарших прудов, местность значительно выше описываемого района. А посему мчался ручей стремительно и рыл землю как черт, отсюда и название. Сейчас только рельеф бульвара показывает существование Черторыя, давно уже текущего в трубах под землей, чтобы не мешался. Правая сторона высокой зеленой по летнему времени стеной уходит вверх, к дому №6, где размещается сейчас Российский Фонд культуры. Ничего не скажешь, красивый дом, и цветом, и некоторой причудливостью архитектуры. Строил в середине XIX века известный архитектор Степан Каминский для Сергея Михайловича Третьякова.

Родной брат Павла Михайловича Третьякова в течение нескольких лет избирался городским головой. После его смерти дом покупает Павел Павлович Рябушинский, известный политический деятель, банкир, издатель. Его личное состояние к 1917 году превышало 17 миллионов рублей, годовой доход составлял 300 тысяч рублей, что в 10 раз превышало жалование царских министров. На переломе веков Рябушинские считались одной из самых известных купеческих фамилий. Они владели текстильными фабриками, создали банкирский дом, на основе которого появился Московский коммерческий банк. Перед революцией Рябушинские начинают строительство автомобильного завода (знаменитого АМО).

Павел Павлович принадлежал к третьему поколению Рябушинских. Он был старшим из восьми братьев, у каждого из которых – своя история, свои заслуги перед Отечеством. Влади-мир Павлович Рябушинский в годы Первой мировой войны комплектует на свои средства автомобильный отряд и во главе этого отряда уходит добровольцем на фронт. На фронте Влади-мир Павлович награждается орденом Святого Георгия четвертой степени. В 1927 году, уже в эмиграции, он создает общество "Икона".

Рябушинские всегда вызывали к себе интерес, поэтому сохранились многочисленные воспоминания о них современников. Сын создателя Театрального музея в Москве Ю. А. Бахрушин, связанный с Рябушинскими родственными узами, отмечал, что почти все они были людьми оригинальными, талантливыми и чрезвычайно не похожими друг на друга в своих пристрастиях.

Очень интересную характеристику Рябушинским в книге "Купеческая Москва" дает Павел Афанасьевич Бурышкин: “Меня всегда поражала одна особенность, пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских, – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установ-ленному рангу, и на первом месте был старший брат.”

Павел Павлович по вероисповеданию принадлежал к старообрядцам Рогожского согласия, на свои средства издавал старообрядческий журнал "Слово церкви" и еженедельник "Голос старообрядчества". Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку "Совету съездов представителей промышленности и торговли", издавал газету "Утро России". В его доме проходили экономические чтения, собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция. Когда началась Первая мировая война, Павел Павлович устроил лазарет в своем имении Кучино под Москвой, сестрами милосердия в лазарете были члены семейства Рябушинских. Кроме совместной работы, братьев объединяли две вещи. Первая - страсть к коллекционированию. А вторая касалась общности в мировоззрении: все они безоговорочно отвергали рево-люционный террор.

После революции дом был национализирован, Павел Павлович умер в 1924 году в эмиграции, до последних дней он думал о России и принимал участие в судьбах русских эмигрантов. Объясняя свою жизненную позицию, он писал: "При старом режиме я всегда был объектом преследования со стороны администрации, и теперь не сумел угодить новому правительству, как не был угоден старому. Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат, и мы никогда не поступились ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли".

Дом Третьякова-Рябушинского - один из самых ярких на бульваре, напоминает боярские палаты - высокая кровля, узкие арочные окна рифмуются с арочными поясками на фасадах.

На том месте, где сейчас вестибюль станции метро "Кропоткинская", стояла церковь Святого Духа, что на Грязи. Впервые она упоминается в Никоновой летописи в 1493 по случаю пожара. Уникальный по архитектуре каменный храм сломали в 1933 году. Упоминание о пожарах, об уничтожении храмов, само название ручья Черторый заставляет нас ожидать, что история этого района исполнена событий ярких и непростых.

На левой стороне бульвара недавно отреставрированный дом привлекает внимание ярким сочетанием белого и красного цветов, узорчатыми колоннами. Интересно, что колонны с дивным орнаментом под XVII век сразу вызывают в памяти образ фасада Оружейной палаты и Большого Кремлевского Дворца. И это не случайно: в этом доме жил известный архитектор Константин Тон, построивший в Кремле вышеперечисленные здания, а живя в доме рядом с Пречистенскими воротами, он надзирал за строительством храма Христа Спасителя.

Хорошо на бульваре в солнечный весенний день: аккуратные зеленые ковры изумрудной травы, широкие кроны деревьев, кипень черемухи, кружево кленов, предствительные вязы и каштаны, гибкие стволы рябин.

Чувствуется как будто музыка Гоголевского бульвара - в плавном изгибе от вестибюля метро к ступенькам, ведущим к дому с колоннами. В треугольнике фронтона дата постройки дома: "послепожарный", т. е. возведенный после пожара 1812 года уютный и одновременно торжественный московский ампир. Дворец на изгибе бульвара, напротив Сивцева Вражка (уж не Сивка ли Бурка обитала в былинные времена на этих землях?!) принадлежал, как это часто бывало со старинными дворцами, в разное время разным хозяевам. Нам будут безусловно интересны Нарышкины. Возвышение этого рода началось с женитьбы царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной. В этом дворце собирались как раз противники самодержавной власти - декабристы, члены тайного "Союза благоденствия", одним из видных деятелей которого был хозяин полковник М.Нарышкин. Сейчас здесь размещается Творческий союз художников, возглавляемый Эдуардом Дробицким - участником некогда знаменитой "бульдозернной выставки", непримиримым противником духа, царившего в Союзе советских художников. Так что проглядывается некая связь веков - нынешнего и времен тайных встреч декабристов у Нарышкина.

Музыка бульвара звучит особенно отчетливо рядом с домом, на фасаде которого мраморная доска оповещает не о тайных политических сходках, а о собраниях шахматистов - здесь в советские и послеперестроечные времена прочно обосновался Центральный шахматный клуб. Но до революции 1917 года в этом доме бывали известнейшие певцы, музыканты. Какие имена! Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин - всех не перечесть… Дом, что и говорить, был не простой, принадлежал Л.И.Зиминой, была она замужем за певцом Н.Райским. Но самое главное, - хозяйка дома приходилась родной сестрой великому человеку: создателю русской частной оперы Сергею Ивановичу Зимину. Опера С.И.Зимина продолжила поиски нового, начатые Частной оперой Саввы Мамонтова.

"На днях открыла сезон частная оперная труппа С.И.Зимина, пользующаяся в Москве такой же любовью и популярностью, как и драматическая труппа Художественного театра". "Как некогда Опера Мамонтова, так… и Опера С.И.Зимина была тем университетом, где масса людей получила свое музыкальное образование, учась любить музыку на лучших образцах произведений русских и иностранных композиторов. Дешевая расценка мест давала возможность каждому желающему прослушать оперу в прекрасном исполнении первоклассных артистов" Среди таковых был и Ф.Шаляпин. Федор Иванович, рассорившись очередной раз с администрацией Большого театра, пел только в Опере своего друга, Сергея Ивановича. Именно в опере Зимина Шаляпин отмечал 25-летие своей сценической жизни. А в этом доме на Гоголевском у Любови Зиминой частенько проходили репетиции спектаклей, готовившихся к постановке. Любопытно высказывание нашего замечательного актера Михаила Жарова: "Опера Зимина, очевидно, сыграла для меня главную, решающую роль в выборе и определении профессии. Я попал туда, где все было пропитано искусством". Любовь и Сергей Ивановичи Зимины принадлежали к богатому старобрядческому купечеству, как и Павел Павлович Рябушинский, с подробного рассказа о доме которого мы и начали свое далеко не полное повествование о бульваре и его обитателях.

Поэты, художники, актеры наполняют уже традиционно особой творческой атмосферой майский Гоголевский бульвар, а значит и всю нашу московскую жизнь. Синтез искусств, человеческое общение дорогого стоят. А можно просто приглянувшуюся книжку или картину купить, поговорить о судьбах России с известными политологами или философами, или просто послушать духовой оркестр или казачий хор. Да просто гоголем пройтись – уже хорошо!


© - Н. Давыдова

МОЛ, №2, 2002
Используются технологии uCoz