Тамара Грум-Гржимайло

Юбилейный циклон Ростроповича

Когда пять лет назад Ростроповича спросили, что он чувствует в дни своего 70-летнего юбилея, который катится по всей планете, маэстро немедленно пришпорил иронического Пегаса: "Я чувствую, что во всем мире есть люди, которые всегда ищут повод, чтобы выпить! Судите сами, я родился 27 марта, а чествование началось 15 января на Канарских островах. Такое иначе, чем всемирными поисками упомянутого повода, объяснить нельзя".

В нынешнем году "повод" - 75-летие великого маэстро - оказался еще более вдохновляющим, ибо чествование началось даже не в январе, а в декабре, как свидетельствует итальянская пресса. Ибо именно в сердце музыкального Рима, в концертном зале академии "Санта Чечилия", еще до премьеры оперыШостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", Ростропович продирижировал два симфонических концерта из произведений Чайковского, что и дало повод для первого юбилейного взрыва на страницах газет: "Ростропович - гений"; "Великий русский музыкант в Риме отпразднует 75-летие"; "Ростропович, ирония и гений. В незабываемом исполнении оживает сила и страстность Чайковского". "Ростропович - волшебник… Публика шепчет: "Фантастико!" и так далее. И вдруг - такая вот философская цитата: "Концертный зал, наполненный звуками и аплодисментами, суть музыкальный праздник, вызванный "циклоном" Ростроповича. Выдающийся музыкант все более походит на силу природы, высвобождающуюся от встречи разных составляющих сущность Маэстро…" ("Унитa", 20.12.01).

Ростропович и в самом деле движется по планете точно "циклон", сопровождаемый интригующей непредсказуемостью, игрой природных сил, стихийных аномалий. Таким "циклоном" он и надвинулся на Баку, произведя очередной тектонический взрыв в Азербайджане. Один из первых вопросов Ростроповичу в бакинском аэропорту, гласил: "Где и когда вы начали отмечать свое 75-летие?" Ответ маэстро был - само простодушие: "Пьянка началась уже давно - в Риме, в Италии, где зачинался мой юбилейный год. Потом праздновали в Мадриде и в других городах. Но старт моего юбилейного месяца - марта - может быть только здесь, в Баку".

"Мы живем от Ростроповича до Ростроповича", - заявил министр культуры Азербайджана Поллад Бюль-бюль-оглы, распорядитель праздника, незаменимый тамада. - Мы начинаем цикл юбилейного месяца Ростроповича, который закончится в Букингемском дворце". И вновь, как и пять лет назад, в дар соотечественнику-юбиляру была принесена пестрая, подобная восточному ковру, музыкальная картина жизни азербайджанского народа: от пения древних ашугов на площадях, славящих Ростроповича, до джазовых импровизаций детской вокальной группы "Барибах", недавно получившей первую премию на фестивале "Славянский базар"; от огненных кавказских плясок и песен молодежи из Театра Рашида Бейбутова, взорвавших атмосферу великосветского банкета в ресторане "Хары Бюль-бюль" (с водопадом в стене!), до Концертов для альта и скрипки Хиндемита и Шостаковича, исполненных студентами Академии музыки имени Узеира Гаджибекова, где Ростропович, при огромном стечении музыкантов, давал мастер-классы.

Еще в советские времена кто-то подсчитал, что из всех республик именно Азербайджан располагал самым большим количеством роялей на душу населения. Эта особенная музыкальная одаренность азербайджанцев, вероятно, и была одной из причин того, что тонкий, высокообразованный виолончелист и композитор Леопольд Ростропович, отец Мстислава, предпочел Баку всем другим городам России и прожил здесь лучшие свои годы. Именно в эти мартовские дни в столице независимого Азербайджана открылся для посетителей Дом-музей отца и сына Ростроповичей, отметивший сразу два юбилея: 110-летие Леопольда и 75-летие Мстислава.

Обширная, любовно собранная экспозиция Музея поразила Ростроповича и Вишневскую, их многочисленных друзей и иностранных гостей, впервые ступивших на порог дома, где родился прославленный маэстро. "Мурашки по коже!" - воскликнул Мстислав Леопольдович, увидев "тот самый" шкаф и "тот самый" ковер, подаренный его матери, Софье Николаевне, а потом и массу редких фотографий, автографов, раритетных экпонатов. Вот генеалогическое древо рода Ростроповичей; вот герб, выражающий прекрасные девизы - веру, честь и долг. А это совершенно уникальный экспонат: ватник, который 15-летний Слава Ростропович одевал во время войны и выступал в нем перед ранеными в госпиталях. Этически щекотливый момент - присутствие при открытии собственного музея (такое "при жизни" позволил себе, кажется, только пианист Александр Борисович Гольденвейзер) - явно смущало Мстислава Ростроповича. Он сказал об этом вслух. А когда, под конец осмотра, принесли большой юбилейный торт и шампанское, поднял бокал за тружеников музея и сказал: "Я вас от всего сердца благодарю за то, что вы помните и чтите отца моего. Он недополучил при жизни почета и признания, которые заслужил. Вы даете ему это. Низкий вам поклон".

Но, как известно, любые, даже самые пафосные речи маэстро не обходятся без юмора. Предавшись воспоминаниям о юности, Мстислав Леопольдович поведал собравшимся о том, как в далекие времена, напиваясь с друзьями-бакинцами и отправляясь под утро на "хаш", он основал в родном городе партию "неохашистов"…

"Весь город говорит об инструментах от "Ямахи"! - восклицал Рафик Азизов, директор Музыкальной школы имени Ростроповича, и добавлял мечтательно: "Такого пиано никогда в Баку не слышали"… В этих двух коротких фразах удивительным образом отразилось событие, которое музыканты назвали историческим, не имеющим аналогов в отношениях двух стран - Японии и Азербайджана. Разумеется, не вмешайся маэстро Ростропович в историю этих стран, ничего подобного не произошло бы. "Я просил моих самых замечательных друзей в Японии, - рассказывал юбиляр, - прислать хорошие музыкальные инструменты очень хорошим музыкантам симфонического оркестра Азербайджана, вместо того, чтобы дарить подарки мне к грядущему 75-летию". И сработало! Королевский подарок - 50 сверкающих золотом и свежими красками музыкальных инструментов фирмы "Ямаха" (на сумму в 300 тысяч долларов!) - были переданы бакинским оркестрантам в торжественной, ярко театрализованной церемонии, состоявшейся в дни бакинского юбилея Ростроповича. Огромный концертный зал Дворца "Республики" на 2200 мест просто потонул в бурных овациях. "Мы с Галей никогда этого не забудем", - признавался Мстислав Леопольдович, имея в виду не только красивую церемонию и реакцию публики, но и прекрасную музыку азербайджанских классиков, воспроизведенную тут же на новых инструментах, под управлением дирижера Рауфа Абдуллаева.

Два дня спустя состоялся концерт и самого маэстро-юбиляра с "обновленным" оркестром, который проходил в еще более приподнятой обстановке, в присутствии вернувшегося из США президента Гейдара Алиева. Программа концерта вполне адекватно отразила интернациональные пристрастия Гражданина Мира и великого русского музыканта: Шостакович, Кара Караев, японский композитор Акутагава, Чайковский, Дворжак… Не обошлось без экстравагантностей и эмоциональных потрясений. На кульминации в "Торжественной увертюре" Шостаковича дирижер Ростропович вдруг повернулся лицом к залу и "дал фанфары", то есть вступление на фортиссимо банды духовых, сидящей где-то под потолком. А в Девятой симфонии Дворжака ("Из Нового Света"), во второй части Largo, где божественную песнь, столь напоминающую негритянские спиричуэлс, поет английский рожок, маэстро и "обновленный" оркестр родили то самое пиано-пианиссимо, которого никогда не слышали в Баку…

Но и Ростропович, наверное, никогда раньше не видел такой корзины цветов - не корзины, а целой клумбы многоэтажной, которую выкатили на сцену растерявшемуся юбиляру.

"Момент моего ликования - ваша встреча с Путиным", - говорил Мстислав Леопольдович Гейдару Алиевичу на официальной встрече с Президентом Азербайджана. - Для меня Россия и Азербайджан - две половины одного меня". А в дружеском кругу, на приеме у Чрезвычайного и Полномочного посла Российской Федерации Николая Рябова повторял, как он счастлив, что две его любимые страны пошли навстречу друг к другу, и предложил тост за здоровье обоих президентов - Путина и Алиева.

Известный и блистательный оратор Гейдар Алиев, обратившийся с пространными поздравительными речами к "дорогому Славе", в частности, говорил: "Вашу музыкальную и общественную деятельность ценят во всех странах мира, но более всего в Азербайджане. Мы прибыли из США вместе с президентом Фонда вакцин (членом правления которого вы являетесь) и привезли вакцин от вирусного гепатита более, чем на 1 млн. долларов. Это большая помощь в самой важной сфере нашей жизни - сфере здоровья детей. Знаменательно, что все это происходит в дни празднования вашего, Мстислав Леопольдович, юбилея в Азербайджане. Я подписал указ о награждении вас недавно учрежденным, высшим Орденом Независимости".

Получая этот 42-й в своей жизни орден, Ростропович острил: "Я взволнован, но к счастью, у меня была солидная "тренировка" в получении орденов: ведь первый орден Дании, который я получил, был основан в… 1054 году!".

Еще одно экстраординарное событие - ритуал вручения вакцин правительству Азербайджана в Республиканском роддоме (для вакцинации 100 тысяч новорожденных ежегодно). Все было под стать юбилейным торжествам: и огромные букеты в руках Алиева, Ростроповича, Вишневской, гостей из США; и солнечное весеннее утро в Баку; и ослепительная белизна медицинских халатов, окруживших высоких гостей и дарителей, прибывших в роддом.

Президент Фонда вакцин Жак Франсуа Мартин говорил: "12 млн. детей ежегодно не имеют доступа к иммунизации. А значит - они могут погибнуть. Мы искали людей в совет директоров нашего Фонда, которые могли бы участвовать в этой борьбе за жизнь, чтобы все дети планеты (включая беженцев из горячих точек) имели доступ к иммунизации. И мы выбрали Ростроповича - этого чемпиона в борьбе за права человека".

А прибывший из Вашингтона директор-распорядитель Фонда Вишневской-Ростроповича Уильям П.Амосс, в личной беседе со мной, заметил: "Благодаря тому, что Слава согласился стать членом правления Фонда Билла Гейца, который находится в городе Сиетле, мы получили солидный грант от этого Фонда для осуществления нашей программы вакцинации детей России". Оказывается, уже вакцинированы более 1 млн. детей Нижегородской, Новосибирской, Ульяновской и других областей. Благодаря энергичной инициативе Ростроповича, оздоровительный проект стартует теперь и в Азербайджане.

Вручая в роддоме символический ящик-куб с вакцинами президенту Азербайджана, Мстислав Леопольдович рассказал о том, что 20 минут назад все они были свидетелями "первого укола" новорожденному, которому было всего 10 часов от роду. "В этой ампуле - любовь всего мира к маленькому человеку", - не без пафоса закончил Ростропович.

"Чем хуже я играю, тем больше меня приглашают", - лукаво заметил маэстро в ответ на вопросы журналистов, касающихся его участия 2 июня в праздновании 50-летия царствования королевы Великобритании Елизаветы.

- А что вы будете там играть или дирижировать?

- Я сыграю на виолончели короткую пьесу. Не хочу затруднять королеву надолго.

- А какие у вас отношения с королевой?

- Блестящ-щ-щие!!!

- 27 марта ваше 75-летие будут праздновать в Лондоне. Кто будет приглашен?

- Список не я подготавливал. От меня все это скрывается. Единственное, что я предполагаю: в концерте будет участвовать LSO - замечательный оркестр, с моей точки зрения, - лучший в Европе, с которым я больше всего сотрудничаю. У нас с ним такая "семейная" дружба.

- Что же вы сыграете на своем юбилее?

- Видите ли…(задумался), я не знаю. Думаю, что я не буду дирижировать ничего. И вот это меня очень радует.

Маэстро не ошибся. В дни всепланетарных лондонских торжеств, посвященных 75-летию Ростроповича, юбиляру была уготована единственная роль - быть благодарным слушателем и зрителем. А еще, разумеется, - быть центром притяжения и внимания vip-персон западного мира, съехавшихся на торжества в Великобританию, многочисленных своих друзей и коллег по музыкальной профессии. Среди этих последних ведущую роль в концертных программах юбилея, действительно, сыграл Лондонский симфонический оркестр. Но с какими партнерами!..

Итак, в честь Ростроповича в Лондоне прозвучало два концерта. Первый - в канун юбилея, 26 марта, на торжественном приеме у королевы Великобритания, в Букингемском дворце. Он состоял всего из пяти номеров, но каждый содержал свою сенсацию. Редко звучащие классические произведения исполнили молодые русские музыканты, любимцы лондонских меломанов - скрипач Максим Венгеров и пианист Евгений Кисин (например, "Вечер в Вене" Альфреда Грюнфельда, парафраз венских вальсов для фортепиано). А затем арии из оперы "Тоска" Пуччини дирижировал и одновременно пел тенором (слыхали ль вы о чем-либо подобном?) удивительный аргентинец Иозе Кура. В конце программы прозвучала любимая музыка Ростроповича из оперетты Летучая мышь" Штрауса, в исполнении LSO и хора (ансамбля" Живая музыка") под управлением Сейджи Озава. Выступивший после концерта на приеме в Букингемском дворце принц Чарльз говорил о том, что Мстислав Ростропович, как универсальный музыкант-исполнитель,"доставляет неописуемое удовольствие многим миллионам людей во всем мире. Более пятидесяти лет он воодушевляет всех своей музыкальностью, своей целеустремленностью и неукротимой энергией". И далее принц Чарльз коснулся гуманитарной и благотворительной деятельности Ростроповича для России и выразил свое полное удовлетворение в связи с тем, что эти юбилейные концерты в честь русского музыканта станут благотворительной поддержкой проекта Лондонского симфонического оркестра, направленного на создание музыкального центра при храме Св.Луки.

А в день 75-летия Ростроповича - 27 марта - при огромном стечении публики состоялся гала-концерт в лондонском Barbican Hall. Здесь блеск исполнительских сил был удвоен и даже утроен, благодаря присутствию (не только в концертной программе, но и в зале) творцов музыки, посвятивших свои симфонические "славления" любимому Славе. Некоторые из этих сочинений, например, "славления" Бернстайна, Дютийе, Щедрина уже звучали в день 70-летия Ростроповича в парижском театре Champs-Elysee и были повторены здесь, в интерпретации LSO и дирижера Сейджи Озава. Другие - как, например, пьеса для оркестра и "одинокого скрипача" грузина Гии Канчели, или Adagietto из "Потерянного рая" поляка Кшиштофа Пендерецкого, юбиляр слышал впервые.

За пультом LSO непрерывно менялись дирижеры. И – какие! Пендерецкого вновь сменил вездесущий Сейджи Озава, чтобы аккомпанировать гениальному Евгению Кисину во Втором Концерте Рахманинова; Озаву сменил Колин Дэвис, когда в Концерте для альта Бартока солировал неподражаемый Юрий Башмет (тот же Дэвис выступал с известной аргентинской пианисткой Мартой Алгерич в Концерте Прокофьева №3); прибалтиец Марис Янсонс аккомпанировал своему прославленному соотечественнику - скрипачу Гидону Кремеру; а Зубин Мета - Максиму Венгерову, покорившему всех слушателей своей блистательной "Цыганкой" Равеля. Вот такое небывалое созвездие имен. Кстати, Зубин Мета сделал еще один подарок Ростроповичу, исполнив с LSO "Рассвет на Москве-реке" из "Ховащины" Мусоргского - музыку "культовую" (говоря современным языком) для такого великого русского музыканта-патриота, как Ростропович.

Но самый ошеломительный сюрприз ждал юбиляра и всю аудиторию Барбикан-центра в самом конце концерта, когда вдруг "задурил" и "восстал" против чопорного академизма Лондонский симфонический. А на самом деле, было исполнено озорное произведение Питера Вайнера - некое поппури на темы виолончельных "хитов" Чайковского, Дворжака, Рихарда Штрауса, Шостаковича, в которое вплетена назойливо повторяющаяся, всепобедительная мелодия Happy birthdey to you". Дирижер разыграл комическое "сопротивление" этому инородному вторжению, но, в конце-концов, сдался, и оркестр грянул вожделенную тему во всю мощь. Как увлеченно описал этот финал концерта Владимир Чернов в журнале "Огонек" (№15, апрель, 2002), "зал поднялся и в полном упоении принялся петь под аккомпанемент великого оркестра, и музыканты, отыгравшие свое, высыпали на сцену, и Ростропович туда побежал, и вывезли огромный торт в виде виолончели с единственной свечкой, и Ростропович ее задул, и все хохотали и аплодировали"… Все же последнее слово было за юбиляром. "Ростропович закончил вечер трогательной речью. В целом это было необычайное событие", - резюмировала лондонская газета "Ивнинг Стандарт" (28 марта 2002 года).

Циклон в космических темпах

Юбилейный циклон Ростроповича - это, конечно, космические темпы, исходящие от самого "виновника". И уже на следующий день после гала-концерта в "Барбикан-центре" Ростропович стоял за пультом LSO и репетировал программы для грядущих выступлений в Нью-Йорке. А 29 марта - перелетел в США, чтобы остаться там надолго.

Первые юбилейные торжества на американском континенте прошли в Филадельфии, где гала-концертом дирижировал талантливый русский музыкант и друг Ростроповича - Игнат Солженицын (сын писателя, Александра Исаевича Солженицына), затем в Бостоне. Три вечера в начале апреля Мстислав Ростропович солировал в концертах Бостонского симфонического оркестра, который возглавляет его лучший друг, японский дирижер Сейджи Озавы. А 9 и 10 апреля с этим же оркестром состоялись триумфальные концерты Ростроповича в Нью-Йорке, в "Карнеги-холле", где юбиляр исполнил на виолончели "Дон Кихота" Рихарда Штрауса и Концерт французского композитора Танги (впервые на американском континенте).

Затем юбилейный циклон Ростроповича передвинулся в Калифорнию, где Мстислав Леопольдович выступал как виолончелист, исполнитель Концертов Дворжака и Шостаковича. Маршрут маэстро пролегал по многим большим и малым городам США: Сиетл, Сан-Франциско, Коста-Мецца, Санта-Барбара, позднее - Атланта. А когда к концу апреля в США прилетел Лондонский симфонический оркестр (верный партнер маэстро), в Нью-Йорке, а затем в Чикаго прошли большие фестивали Ростроповича, посвященные музыке Шостаковича и Бенджамина Бриттена. В частности, маэстро дирижировал такими судьбоносными для России произведениями, как Седьмая ("Ленинградская") и Одиннадцатая симфония ("1905 год") Шостаковича, а также его редко звучащей Джазовой сюитой и Концертом для виолончели №1 (где солировал - лауреат Конкурса Чайковского Денис Шаповалов). А в Чикаго Ростропович четыре дня подряд дирижировал грандиозным "Военным реквиемом" Бриттена - истинный подвиг 75-летнего маэстро!

В конце весны юбилейный "циклон" Мстислава Ростроповича переместится в страны Южной Америки - Аргентину и Бразилию, где он выступит и как виолончелист, и как дирижер. А в Европу Ростропович вернется только в начале июня: сначала в Великобританию, потом - в Италию. В городе Брешиа ему будет вручена премия имени Артуро Бенедетти-Микеланджело. А маэстро исполнит на виолончели с оркестром Концерт Гайдна и "Sonnengesang" Губайдулиной (где будет петь русский хор из Оренбурга).

Россию же юбилейный "циклон" Ростроповича настигнет лишь во второй половине июня. Он пройдет по маршруту Санкт-Петербург - Нижний Новгород… Славу будут чествовать в питерской Детской школе искусств его имени. А в Нижнем маэстро будет дирижировать тем оркестром, с которым 40 лет назад открывал первый в Советском Союзе фестиваль современной музыки. Удивительная дата! То был исторический момент, когда за дирижерский пульт единственный раз в своей жизни встал Дмитрий Шостакович - конечно, под напором Ростроповича, исполнявшего его Концерт для виолончели. А мы помним, как он его исполнял. Кто-то из журналистов 60-х годов писал: "Ростропович играл как дьявол или сверхчеловек"…


© - Т. Грум-Гржимайло

МОЛ, №2, 2002
Используются технологии uCoz