Игорь Чубайс

Д.ф.н., Директор Центра по изучению России

Самовоссоединение с исторической Россией.

Как реформировать русскую идею в идею новой России.

Очерк IV

Теоретически задача самовоссоединения вполне разрешима, на практике ее реализация зависит от наличия у власти политической воли. Посмотрим каким образом мы могли бы вернуться домой, в Россию. Для того чтобы восстановить прерванную связь, для того что бы опереться на реально всех нас объединяющее, необходимо прежде всего признать особую роль исторического знания. Пафос истории России, страны непрерывно существующей с VIII века – вот что для нас сегодня особенно важно. Имеенно эта тематика, живо, талантливо, заинтересованно представленная, должна быть ведущей на наших СМИ и прежде всего на телевидении. Сегодня же, за исключением политики, на ТВ практически нет интеллектуально-аналитических передач. (Сейчас каждая газета публикует телепрограммы на неделю. В одной из них публикация сопровождается печатанием фотографий будущих главных телегероев. Который месяц пересчитываю и всякий раз на пять лиц иностранцев приходится лишь три соотечественника. Конечно, любую идею можно довести до абсурда, но все-таки возникает вопрос – я живу за границей или у себя дома?). Необходимы новые учебники по истории отечества, по историософии России для школ и вузов, нужен конкурс на лучшую работу для детей из цикла “Моя первая книжка по истории Родины”. А ученые, писатели, драматурги, режиссеры разрабатывающие историческую тематику могли бы, через выделение премий и грантов, получить поддержку государства.

Ну хорошо, скажет читатель, если мы постепенно восстановим свою историческую память и опыт, преодолеем разделенность страны во времени, не придем ли мы снова к февралю и октябрю 17-го года? Чтобы это не произошло, нам предстоит распутать те узлы, которые образовались на русской идее в начале ушедшего столетия. Итак, на смену экспансии и количественному росту должен придти рост качественный. Пришло время собирать камни, время обустраивать страну. Во внешней политике это означает, что нам не следует мыть сапоги в Индийском океане и грозить нанести ракетный удар по соседней стране. Не надо вступать в НАТО (зачем мне финансировать безопасность Люксембурга?!), но не надо и вступать в конфронтацию с Североатлантическим альянсом и устраивать скандалы по поводу его расширения. Если у Таллина или у Будапешта есть много лишних денег, и им их хочется потратить на армию – пусть себе тратят. Нам же надо заключить особый договор с Брюсселем, который гарантирует взаимную безопасность. Россия и НАТО не враги, но соседи, а возникни какая-то особая ситуация, мы могли бы и помочь друг другу. И не надо будет поднимать столько шума из-за того, что Калининградская область оказывается в «объятиях НАТО»; с помощью договора о сотрудничестве вопрос решится сам собой. Но такого же типа гарантийные пакты надо иметь и на всех других границах, включая, конечно, взаимные гарантии с Китаем. Дружить надо не против кого-то, а чтобы создать внешние условия для внутреннего развития.

Переход к обустройству будет означать и другие приоритеты в бюджете страны. Основные расходы – не на чиновников и генералов, а на образование, здравоохранение, науку, культуру, коммуникации, на поддержку фермерства и новые технологии… Думские всхлипывания по поводу патриотизма превращаются в чистый цинизм, если образование в России разрушают и коррумпируют, делая его недоступным для значительной части общества. Стоит вспомнить уроки из собственной истории: последний российский Император, якобы кровавый, за первое десятилетие века пятикратно увеличил расходы на образование! Не будь революции, в 1920 году Россия была бы страной всеобщей грамотности.

Переход от количественной к качественной фазе роста делает в обществе востребованной демократию, законность, право. В самой маленькой стране Европы - Исландии альтинг возник практически одновременно с псковским, вятским и новгородским вече. Исландцы, по понятным причинам, не увеличивали свои территории, а россияне, подпав под двухсотлетнее иго, которого не было на западе, пошли по другому пути. Мощь и безопасность государства возрастали через экспансию и централизацию. Но теперь, когда эпоха экспансии позади, вечевой колокол стоит вернуть в Новгород, а демократия нужна нам не просто как копирование чужого опыта, она глубинно, органически востребовна. Мы не отстали и не опередили запад нашего континента. Частые разговоры об отставании, на мой взгляд, вообще некорректны. Мы просто жили в своем историческом времени и теперь, когда мы всех обошли по количеству, и у нас наступает пора качественного, демократического развития. Спор между западниками (по существу, сторонниками европейской обустроенности) и славянофилами (приверженцами традиционного российского расширения) исчерпан, их программы объединяются. Наши западные соседи прекратили расширение еще 200 – 250 лет тому назад. И теперь мы вместе можем сделать европейское историческое время единым, не разорванным на западное и восточное.

Итак, возрожденные российские ценности, новая российская идея – это исторзм, обустройство, демократия… А как быть с православием? Это, конечно, наша самая фундаментальная традиция. Но вопрос о вере – сугубо личный, он не обсуждается в СМИ. Поэтому попробуем взглянуть на православие не с позиций верующего и не с точки зрения неверующего, а проанализируем его культурологически. Мировые религии имеют много общего, но есть у них и своя специфика. Буддизм учит сближению человека с природой, протестантизм – это призыв к индивидуальной деятельностной активности. Что касается особенностей православия, они в утверждении приоритета духовных, нравственных ценностей.

Герои Джека Лондона борются за деньги, золото, карьеру, любовь. В русской литературе герои тоже борются за любовь, но еще за справедливость, за правду. Когда на Западе из жизни уходит значимая личность, создается фонд (имени Нобеля, Карнеги или Макартура). В России в память об ушедшем, обращаются к Богу и ставят храм. Можно вспомнить характерную присказку, ставшую идиомой - о порядочном человеке у нас скажут – я бы с ним в разведку пошел. Как-то я рассказывал об этом голландскому журналисту, и он никак не мог меня понять. Я, говорит, тоже могу найти подходящего напарника в разведку, только сначала надо зайти к нотариусу, заключить договор, подписать страховку… То-то и оно, что у нас в честность просто верят, или не верят, а справки здесь не при чем.

Итак, возрожденная российская идея, наша разгадываемая загадка – это, если совсем коротко, историзм, обустройство, демократия, духовность. Можно, конечно, и поподробней. Но для этого надо писать брошюру, а лучше – книгу. И это мы сделаем позже.

P.S. Собрав и склеив разбитую вазу отечественной истории и историософии, теоретически восстановив российскую идентичность, мы оказываемся перед новым вызовом времени. В мире начались процессы глобализации. Каким образом Россия должна реагировать на эти изменения – это следующий вопрос, на который предстоит дать ответ. Но сформулировать ответ, сделать его обоснованным можно лишь поняв кто мы и каков наш путь.

Май, 2001.


МОЛ, №3, 2002
Используются технологии uCoz