Электрические токи русского романса

Жизнь, не спеши! Я не успею,
Внимая чуду красоты,
Романса звучные напевы
Допеть…

Владимир Исайчев

Романс - стихотворение с музыкой - характерная черта московской культуры, особенно на рубеже 18-19 веков. Как первые русские романсы могут расцениваться «российские песни» Ф.Дубянского, О.Козловского. Романс и имена А.Варламова, А.Алябьева, М.Глинки,Фомина стали почти неразъединимы, синонимичны. Мы привычно произносим «романс Булахова, Чайковского, Даргомыжского, Танеева»…

И не задаемся обычно вопросом: а кто же автор слов того или иного романса? Например, «Гори, гори, моя звезда», «Только раз», «Красный сарафан»…Мало кто сможет назвать авторов поэтических текстов. В.Чуевский, М.Маттизен, П.П.Герман, Г.Цыганов - это только для специалистов, истинных «гурманов» романса. Авторы текстов не интересуют широкую публику, поскольку романс - как народная песня, где автор не настаивал на авторском праве, он Автор перед Богом.

Напряженно слушая трагическую музыку революционных потрясений, Александр Блок, на чьи стихи написано много романсов, записал в дневнике 1919 года: «Искусство рождается из вечного взаимодействия двух музык - музыки творческой личности и музыки, которая звучит в глубине народной души, дущи массы.

Великое искусство рождается только из соединения этих двух электрических токов».

Как напряженны электрические токи в России в период поздней осени и начала зимы, времени рождения Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Некрасова, Федора Тютчева, на стихи которых были написаны всеми нами любимые романсы.

В наше время появилось новое направление - бардовская песня, когда в одном лице соединяется поэт, композитор и исполнитель, впрочем, для средневековой культуры это не новость. Лучшие из бардов не чуждаются сочинять романсы. Например, Виктор Луферов, с чьим творческим кредо, а потом и одним из написанных им романсов мы хотим вас познакомить:

«…кто-то любит грызть косточки, а кто-то предпочитает мякоть… Мне кажется, что в песне поэзия должна быть погружена в музыку, как косточка - в спелую черешню…»

Виктор Луферов

Прозрение

романс

Один слепец, в ночь лунную прозрев,
За облик мира принял лик луны бездушной,
И вновь ослеп, свет солнечный презрев,
И умер всем чужой и никому ненужный.

Как счастлив я, что поводырь слепцов -
Сверчок, что вел меня вдоль тротуарных трещин,
В тот миг, что я душой прозрел в конце концов,
Привел в чудесный сад, где я увидел женщину.

С тех пор я не смотрю с тоской надежды в небеса,
Хотя лазурь и впрямь - божественная краска.
Прекраснее смотреть в прекрасные глаза,
Нежданные - как сдернуть с глаз повязку.


Используются технологии uCoz