Нина Давыдова

"…и шутки тихого Серова, и Врубеля печальный взор"

На культурном пространстве российской словесности появился новый альманах. Его название "Отчина" может быть воспринято современным читателем как имеющее отношение к древнерусской или церковной сфере. Это как бы подтверждается и эпиграфом, помещенным на первой странице: "Блюдем Русские земли, каждый да держит отчину свою". Однако альманах представлен музеем "Абрамцево", и сразу читатель вспомнит о художественном кружке, созданном Саввой Мамонтовым, о Врубеле, о девочке с персиками.

Потом могут вспомниться и более ранние хозяева Абрамцева – Аксаковы, а тут уж и до воспоминаний о Гоголе и славянофилах рукой подать. И задумаешься: а ведь Абрамцево – древняя земля. До Радонежа, до Троице-Сергиевой Лавры рукой подать. Рукой подать от нас до Саввы Мамонтова и славянофилов, и до Сергия Радонежского рукой подать?!

Так вот, по видимому, сверхзадача редакции альманаха: показать преемственность, взаимопроникновение и несгибаемость единой русской культуры от Древней Руси до наших дней. А посему рассчитано новое издание на самый широкий круг читателей: здесь и история, и живопись, и музыка, и словесность, и опера,и театр …

В отличие от многих музейных изданий, это интересное чтение и для серьезного исследователя, и для школьника, поскольку отсутствует наукообразность, а хороший, образный язык отличает все публикации, независимо от того, известные ли это материалы по истории Абрамцева, или же помещаются совершенно новые,неизвестные факты о людях, имевших отношение к Абрамцеву.

Открывается альманах обращением к читателю директора музея, председателя редакционно издательского совета, заслуженного деятеля искусств России Ивана Рыбакова, многолетняя подвижническая деятельность которого делает его слова особо значимыми: "В этом уголке древней Радонежской земли, в которой родился и подвизался Преподобный Сергий, явно пребывает Божие благословение. Здесь ,под сенью Свято-Троицкой обители, наедине с застенчивой русской природой возникали идеи и художественные образы, способные оплодотворить русскую жизнь и сегодня".

Тематически альманах разделен на четыре части, первая из которых посвящена аксаковскому Абрамцеву, и начинается статьей Сергея Саввича Мамонтова. При чтении перед вашим мысленным взором невольно может возникнуть вдруг то ли фотография, то ли виденный уже на известной картине пейзаж :"Абрамцево стоит на высоком берегу,сходящем к реке уступами, на котором разбит сад и тенистый старинный парк...С широкой террасы, обращенной в сторону реки, прежде открывался через просеку вид на белые храмы Хотькова монастыря, на которые в погожие дни молилась после трапезы аксаковская семья".

Вторая часть альманаха, "мамонтовская", представлена также и интереснейшими фотографиями, репродукциями. Высокий полиграфический уровень нового издания отвечает всем современным требованиям. Поэтому доставляет удовольствие подержать в руках, не торопясь перелистать сделанный с душевной теплотой и вкусом журнал. Вот многочисленные фотографии Саввы Мамонтова, вот члены семейства в знаменитой столовой, а вот на пленэре члены художественного кружка, вот работающий за письменным столом Василий Поленов, а вот покручиваю щий ус Виктор Васнецов, а вот Елизавета Григорьевна с сыновьями, а на соседней странице она – же через череду лет – с внуками. А как изменилось лицо Саввы Великолепного после тюрьмы, суда и всех с этим связанных, потрясений. Как некая печальная приключенческая повесть прочитывается статья Е.Н.Митрофановой "Дело" Мамонтова": "11 сентября 1899 года в своем доме на Садовой коммерц советник С.И.Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Был назначен огромный залог – 763 тысячи рублей...Сапожниковы, родственники Мамонтова со стороны жены ,и С.Т.Морозов готовы были внести первоначально требуемую сумму, но …".

Конечно, судьба Саввы Ивановича Мамонтова потрясает: блистательный промышленник с государственным мышлением добивается высокого положения, больших денег. На этиденьги создается Частная русская опера, осуществляется помощь музыкантам, художникам, скульпторам, поддерживаются кустарные промыслы, возникает все то новое, что мы связываем с деятельностью Абрамцевского художественного кружка. И вдруг, в одночасье, почти все потеряно …

В этом же разделе помещено письмо расстрелянного в 1937 году священника Павла Флоренского. Письмо датировано июлем 1917 года, адресовано Александре Саввишне Мамонтовой. Интересно привести небольшой фрагмент: "Скажу худшее. Если бы Абрамцево уничтожили физически, то и тогда, несмотря на это великое преступление уничтоживших перед Русским народом, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло. Но вот,когда Вы внутренне охладеете к аромату истории – это будет совсем худо, и Ваша вина, вина Вас, знавших душу Абрамцева, будет неизмеримо больше вины тех, кто, не зная души его, погубил его тело".

Третий раздел альманаха наполнен поэзией. Стихи обращены к Абрамцеву, к Радонежской земле. Но пожалуй, искреннее и простодушнее Сергея Тимофеевича Аксакова не написал никто. Его стихотворение можно назвать шуточным гимном вновь приобретенной недвижимости. Поэтому хочется воспроизвести этот гордый стих целиком:

***

Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему как раз.
Прекрасно местоположенье:
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.

Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд – не лужа по колени,
И дом годится хоть куды.
Вокруг чудесное гулянье,
Родник с водою ключевой,
В пруде, в реке – везде купанье,
И на горе, и под горой.

Не бедно там живут крестьяне;
Дворовых только три души;
Лесок хоть вырублен заранее –
Остались рощи хороши.
Там вечно мужики на пашне,
На Воре нет совсем воров,
Там есть весь обиход домашний
И белых множество грибов.

Разнообразная природа,
Уединенный уголок!
Конечно, много нет дохода,
Да здесь не о доходах толк.
Зато там уженье привольно
Язей, плотвы и окуней,
И раков водится довольно,
Налимов, щук и головлей.

1844 год.

Экая давность – середина 19века – а как захотелось сразу в Абрамцево, с удочкой на Ворю, да в лес по грибы,да искупаться, а вечером на гулянье, а поутру устроиться с только что вышедшим романом на террасе дома, который "хоть куды"…

А, правда, какое оно сейчас, Абрамцево? Как раз последний, четвертый раздел и представляет нам современное Абрамцево. Заместитель директора по научной работе монах Ермоген (Дмитрий Сыров)пишет, что сотрудникам музея давно "хотелось почувствовать атмосферу мамонтовского кружка. Ощутить его непосредственное дыхание. Не только читать, изучать и докладывать, а взять, да и самим попробовать!". После долгих обсуждений и репетиций на суд публики была представлена пьеса Саввы Мамонтова "Черный тюрбан". "Непосредственное дыхание" прошлых веков оказалось на поверку не только остросюжетной, но и остросовременной пьесой, основная интрига которой заключается в стремлении неких сил совершить военный переворот в одном восточном государстве, и свергнуть главу данного государства – отрубить хану голову. C возобновлением в Абрамцеве любительских, как при Савве Мамонтове, спектаклей, очевидно, что протянулась живая ниточка, острее почувствовалась связь веков,поколе ний, связанных с многолетней российской театральной традицией.

На последней странице альманаха предлагаются туристические и экскурсионные маршруты по Радонежской земле. И мы,12 поэтов, прозаиков, журналистов и искусствоведов, представители Союза литераторов России, не выдержали: чтение альманаха подвигло в зимнюю пору направиться по святым местам российской культуры.

В морозный и снежный день мы преодолели почти 70 км, отделяющие Абрамцево от Москвы. И предстали, как 12 апостолов,пред очами монаха Ермогена.

Несколько удивительных часов провели мы на Радонежской земле. От главного усадебного дома полюбовались открывающимися видами: земля, красиво убранная снегами, высокие,вдаль уходящие леса со специально прорубленными в них широкими аллеями – и вся эта необозримая красота видна от старинного деревянного дома, поскрипывающего от старост и от снега. Белая, с плавными изгибами модерна, церковь Спаса Нерукотворного, бывший домашний абрамцевский храм,хотелось нам туда войти, да не пустили: венчают. Но нам не обидно было: живет храм, есть прихожане, венчаются, а через год, глядишь, и крестины. Бог даст под той же фамилией. И мы постояли в молчании. Вот здесь, в храме,Савва Иванович Мамонтов упокоился …

Дальше по тропинке – к скамье Врубеля, потом в мастерскую. Ах, какие камины,изразцы,высокий, в небо,взмах дома. Но – холодно, не топят по зимнему времени в мастерской. И уже минут через 10 сковала нас стужа. Погреться бы.

Монах Ермоген предложил в теплом доме попить горячего чая. Сидели до самых сумерек, читали стихи, спорили о судьбе России,о национальной идее, представляли, что дальше будет с нами, с Родиной, с абрамцевской землей. Договорились приезжать раз в месяц, когда станет потеплее и побольше экскурсантов: устраивать литературные чтения для всех желающих послушать.

Разговор о новом альманахе и об Абрамцеве хочется закончить словами из статьи Ильи Янина "Человек русской мечты": "Идеи, действительно, могут жить вечно. Но лишь при условии, что их жизнь будут поддерживать люди". Если Вы увидите новый альманах "От чина", обязательно прочитайте эту статью, и все другие, о которых шла речь в нашем повествовании.Не пожалеете!

 


МОЛ, №1 (22), 2003
Используются технологии uCoz