Людмила Федоренко

Солдаты тыла

К 300 летию Санкт Петербурга

Мой отец, Федоренко Сергей Васильевич, бывший во время войны начальником конструкторской группы по вооружению танков и самоходных установок, много рассказывал нам, своим детям и внукам, о Ленинграде, об эвакуации в Челябинск, о работе над конструированием и производством танков на ЧТЗ во время войны.

У него остались дневниковые записи предвоенных и военных лет.

Помнить о тех, кто приближал победу советского народа в Великой Отечественной войне, наш долг, и об этих людях мой рассказ.

После окончания Ленинградского политехнического института в 1930 году моего отца направили на завод"Красный путиловец", позже переименованный в Ленинградский Кировский завод, в отдел технического контроля тракторного производства, где он работал с опытными инженерами, прошедшими дополнительную подготовку в США. В 1937 году он стал начальником специального конструкторского бюро по артиллерийскому вооружению, где трудились более 50 инженеров конструкторов.

Руководитель конструкторской группы, начальник КБ, а затем и заместитель главного конструктора таков был производственный путь С. В. Федоренко в годы работы в СКБ 2. О его успехах говорят награды: в 1942 году медаль"За оборону Ленинграда", в 1944 м орден"Знак Почета", а в победном 1945 м орден Красной Звезды.

В 1938 году к ним на завод пришел Жозеф Яковлевич Котин, прославленный впоследствии генерал лейтенант, генеральный конструктор по танкам.

Отец рассказывал, что в то время Котин был еще молодым военным инженером, окончившим Академию бронетанковых войск. Вскоре он стал начальником специального конструкторского бюро по танкам — СКБ 2. Конструкторское бюро по артиллерийскому вооружению было включено в состав этого бюро.

Стиль работы Котина непрерывное напряжение сил всего конструкторского коллектива. Отец говорил, что они почти никогда не бывали в отпуске, так же, как и сам Котин. Работали почти без выходных и зимой, и летом всегда сверхурочно. Приходили домой в 9 10 часов вечера. Нередко были ночные вызовы, особенно во время изготовления опытных образцов машин.

После финской войны многие члены коллектива получили правительственные награды. В Таврическом дворце в Ленинграде, куда прибыл М. И. Калинин, состоялось вручение орденов и медалей, тогда Ж. Я. Котина наградили орденом Ленина. Получил и отец свою первую медаль"За трудовую доблесть".

В 1940 ГОДУ отца вместе с бригадой специалистов командировали в Челябинск. Предстояло помочь ЧТЗ в основании Производства танков"КВ". В отделе главного конструктора завода в то время было создано специальное конструкторское бюро по танкам, которое возглавлял молодой талантливый инженер конструктор М. Ф. Балжи.

Это КБ было сформировано из инженеров конструкторов местных и Ленинградского завода имени Ворошилова. В состав бюро временно включились и инженеры конструкторы ЛКЗ М. Н. Ижевский, П. И. Кремнев и мой отец. Технологи ЛКЗ Миркин и Шамшур вошли временно в службу главного технолога ЧТЗ. Позднее с ЛКЗ прибыла группа рабо чих сварщиков танков под руководством мастера Жуковского.

Сборка танков на ЧТЗ проходила под руководством начальника производства И. Г. Злотника. Главным технологом был Александр Юлианович Божко. Отец рассказывал, что находился с ним в дружеских отношениях. Божко тоже был ленинградцем, человеком высокой культуры, талантливым инженером и мастером золотые руки даже дома у него была маленькая мастерская.

В своих дневниках отец писал:"В 1940 году он жил в трехэтажном доме напротив нынешнего Главпочтам та. Будучи у него в гостях вместе с инженерами ленинградцами с ЛКЗ, я впервые увидел домашний холодильник, который он вместе с женой американкой привез из США. На его автомобиле мы объездили окрестности Челябинска у него была"Эмка", которую в 1941 году мобилизовали, личные маши ны во время войны забирали у всех, а в Ленинграде во время блокады мобилизовали также велосипеды и мотоциклы. Божко был одним из тех инженеров ЧТЗ (Глазунов, Ленкова и др. ), которые были командированы в США (в Детройт и т. д. )для проектирования будущего ЧТЗ, что они впоследствии с успехом и выполнили".

Первый танк "КВ" был собран накануне Нового, 1941, года и проходил обкатку на участке от заводоуправления ЧТЗ до гостиницы"Южный Урал" по булыжной мостовой улицы Спартак ныне проспект им. В. И. Ленина.

В новогоднюю ночь 1941 года в клубе завода состоялся банкет, на котором заводчане во главе с директором т. Соломоновичем и гости, командированные с ЛКЗ, отмечали общую победу выпуск первого тяжелого танка"КВ" на Уральской земле.

В феврале 1941 года отец и остальные ленинградцы уезжали к своим семьям. Думалось, больше не придется возвращаться в Челябинск. Но время распорядилось иначе. .

Из записей отца:

"В воскресенье 22 июня 1941 года я мирно отдыхал на даче со своей семьей в поселке Вырица, в 60 километрах южнее Ленинграда. По приемнику услышали выступление министра т. Молотова о вероломном нападении на нас фашистской Германии. Через час я уже мчался на пригородном поезде в Ленинград, к месту работы. Навстречу мне неслись товарные поезда, переоборудованные под солдатские теплушки в них к линии фронта ехали новобранцы в летних гражданских рубашках форму и оружие они должны были получить в пути.

В тот же вечер началось затемнение города, и прозвучала первая воздушная тревога.

В сентябре 1941 года начались бомбежки, а затем артобстрел. Каждый из нас, уходя на работу, не был уверен, что возвратится домой живым и застанет дом, не разбитый бомбами.

Над городом стали поднимать на тросах аэростаты заграждений.

Мы, конструкторы, дежурили и работали ночь дома, другую на за воде. В ночь, когда я находился дома, разбомбили наше КБ.

Утром, придя на работу, мы застали печальную картину: на той стороне здания, где взорвалась бомба, все окна вместе с рамами были вырваны и отброшены к противоположной стене. Все чертежные столы и кульманы были изломаны и прижаты к стене, противоположной окнам. Чертежные доски то, что от них осталось были покрыты впившимися в них стеклянными осколками. Всюду холодный ветер гонял обрывки разорванных чертежей. Были раненые. Тяжело ранен был инженер Н. М. Синев (впоследствии заместитель главного конструктора прим. авт. )взрывной волной и обломками его ударило в грудь. Нашли его без сознания под обломками. Но богатырское здоровье взяло верх, и после больницы он встал в строй.

Генерал Котин во время взрыва был в коридоре и отделался царапинами.

Один из дежурных инженеров, находившийся на улице, видел спускавшуюся на парашюте бомбу и принял ее за парашютиста. Взрывной волной его перебросило через гребень крыши, и он отделался контузией.

Наши семьи (работников ЛКЗ) были эвакуированы специальным поездом на Восток. Мы работали под обстрелом и бомбежкой. Было принято правительственное решение о переброске основного коллектива сборщиков танков и конструкторов танкистов в Челябинск, на ЧТЗ".

Продолжение очерка Людмилы Федоренко, председателя Челябинского отделения Союза литераторов России, читайте в следующем номере.


МОЛ, №2 (23), 2003
Используются технологии uCoz