Патрикеев 2-2004

Андрей Патрикеев

Неизвестный» художник

С полгода назад переводил я материал для выставки одной из московских галерей – что-то насчет лолит – и попалось там имя Бальтьюс. Ясно было, что для автора он, этот Бальтьюс, такой же символ, как набоковская Лолита и фотографии Льюиса Кэрролла. Я полез в интернет и тут же напоролся на удивительно запоминающиеся жанровые сценки с изображениями девочек десяти-двенадцати лет, в одиночестве или наедине с зеркалом. Работы было много, времени мало, и я снова погрузился в свой перевод.

Сейчас работы стало поменьше, и я отправился искать информацию о Бальтьюсе. Вот первая фраза, которую я нашел: «Французский художник польского происхождения Бальтьюс (Граф Бальтазар Клоссовски де Рола) скончался 18 февраля 2001-го года, не дожив десяти дней до своего девяносто третьего дня рождения». Дальше шло подробное описание его жизни.

Оказывается, родители его оставили след в культуре – труд отца, посвященный творчеству Оноре Домъе, по сей день пользуется авторитетом, а его мать, более известная под псевдонимом Баладин, была художницей. Родился Бальтазар в Париже, затем его семья переехала в Берлин, откуда в скором времени вернулась в Париж. Атмосфера, царившая в доме, отражена в первых главах романа Кокто «Трудные дети». Многие известные художники и писатели того времени посещали их салон. Позже родители Бальтазара разошлись, и мать вместе с ним переехала в Швейцарию, где вскоре познакомилась с Рильке и через некоторое время стала его возлюбленной. Именно Рильке стал первым духовным наставником молодого Бальтазара и придумал для него псевдоним «Бальтьюс». В возрасте тринадцати лет Бальтазар нарисовал серию из сорока рисунков о кошке Мицу, которая вначале прибежала к автору, а потом куда-то ушла. Рильке написал введение в стихах к этой истории (это был его первый опыт сочинительства на французском языке) и помог издать эти рисунки в виде книжки. Когда молодой Бальтьюс отправился в Париж изучать живопись, Рильке направил своего подопечного к своим друзьям художникам, и тот сразу оказался в гуще художественной жизни Франции и Европы.

Друзья посоветовали молодому Бальтазару начать с копирования Пуссена в Лувре, а через некоторое время он поехал в Италию, где копировал Мазаччо и изучал живопись Кватроченто. С самых ранних лет Бальтьюса связывала дружба с Пьером Матиссом, он знал Пикассо и вращался среди художников, которые породили главные течения европейского искусства двадцатых-тридцатых годов, но сам никогда не увлекался ни постимпрессионизмом, ни кубизмом, ни сюрреализмом, ни дадаизмом, оставаясь верным принципам классической предметной живописи. Тем не менее, в его картинах ощущалась эмоциональная напряженность, характерная для этих течений. Позже он признавался, что в юности хотел шокировать публику, но ему не хотелось связывать этот период с остальной частью своего творчества. Он даже запретил публиковать самую скандально известную картину «Урок игры на гитаре», которая и через пятьдесят лет после своего появления, в 1977, вызвала бурю возмущения в Нью-Йорке. Кроме живописи Бальтьюс разрабатывал декорации для спектаклей, а с 1962 по 1977 возглавлял реставрационные работы во французской академии в Риме. Тогда же его стали упрекать в помпезности, однако после реставрации билеты на различные мероприятия французской академии шли нарасхват. К концу жизни, когда у него ухудшилось зрение, Бальтьюс стал писать пейзажи.

Основной темой его картин были женщины и девочки десяти–двенадцати лет, одетые и не очень, всегда погруженные в себя, в свои мечты, в игру с зеркалом или кошкой. Бальтьюса увлекало постижение женского существа в том возрасте, когда природа уже проявляет себя, но не успевает принять жесткие рамки правил поведения, которых требуют роли в каждой жизненной ситуации, когда женщины еще не знают приставаний, комплиментов, приемов защиты и капитуляции, техники секса, и т. д.

На протяжении всей своей жизни ему удавалось сохранять «неизвестность» широкой публике, и, может быть, именно это помогло ему стать, с точки зрения многих, одним из величайших художников двадцатого века.


МОЛ, №2 (25), 2004
Используются технологии uCoz