Борев 3-2005

Юрий Борев

В поисках парадигмы

Юрий Борисович Борев – доктор филологических наук, профессор, автор большого количества монографий, изданных в России и за рубежом. Не найдётся, наверное, гуманитария, да и просто студента, который бы не был знаком с его знаменитой «Эстетикой», работами по теории и истории литературы. Юрий Борисович – автор художественных произведений, киносценариев, книги, созданной на основе интеллигентского фольклора «Сталиниада». С 2003 года Ю.Б. Борев – член Союза литераторов России.

Наш Союз уже не первый год участвует в Международных днях поэзии. Какое напутствие вы нам дадите?

– В Союзе литераторов – много молодых. Хорошая русская пословица – «Береги честь смолоду» от- носится ко всей жизни человека. Если с юных лет начинать со стихов, преследующих меркантильные интересы, а не для того, чтобы найти своё осмысление мира, даже очень одаренная личность не реализуется. Во-вторых, можно писать хорошие произведения стихийно, но богатейшие достижения отечественной и мировой культуры осваивать совершенно необходимо, не следуя шутливой формуле «мы не читатели, мы писатели». Любой литератор должен думать о прочитанном.

Обратите внимание: последние 20-25 лет создаются талантливые, интересные произведения, но не великие. Они не появятся до тех пор, пока не будет обозначена важнейшая концептуальная идея (я пишу об этом в своей последней книге «Ванька-Встанька и состояние мира»). Речь идёт вот о чём: во все времена искусство обозначало формулу жизни, смысл бытия данного поколения. В Античности – «Будь героем», в Средневековье – «Подчиняйся Божественному Провидению», в эпоху Возрождения – «Делай, что хочешь!». Делай что хочешь… Казалось бы, лучше не придумаешь! Однако данная идея в конечном счёте привела к кризису, что заметил Шекспир. Все шекспироведы мира задавались вопросом: почему Яго губит Отелло? Причины назывались самые разные: зависть, карьерные соображения, противостояние белого и чёрного цвета кожи; полагали даже, что Яго ревновал к Отелло свою жену, или наоборот – был тайно влюблён в Дездемону. Так много гипотез… А Шекспир сознательно не обозначил причину. Он показал, что формула «Делай, что хочешь», мотивирует к сотворению не только добра, Яго совершил зло без какой-либо корысти, просто ему так заблагорассудилось.

В каждую эпоху рождается центральная идея и, в конце концов, сходит на нет. Помните, Станислав Ежи Лец говорил: «Ну хорошо, пробьёшь лбом стену тюрьмы, и что ты будешь делать в соседней камере?» Но это ещё ничего – всё же какой-то прогресс. Беда нашей, постсоветской эпохи состоит в том, что вместе с распадом СССР старая парадигма была разрушена и отвергнута, а новая не предложена. Впервые в истории человечества нет новой парадигмы! И шедевров не будет, пока она не появится. Я желаю современным писателям включиться в осмысление этой чрезвычайно важной проблемы. И тогда они создадут замечательные произведения.

Юрий Борисович, в самом первом номере журнала «Юность» - Ваши стихи. И, как мне рассказывала мама, с удачным портретом…

– Это, если, не ошибаюсь 1955-й год. Но пришёл я в литературу раньше. Был участником Всесоюзного совещания молодых писателей 1947 года.

Первого послевоенного, в котором участвовали Вероника Тушнова, Николай Старшинов…

– По стихам молодых тогда выступал Николай Тихонов. А Евгений Долматовский опубликовал в «Литературной газете» статью «Поколение Зои и Олега» (имеются в виду Зоя Космодемьянская и Олег Кошевой). Там он положительно отозвался о творчестве поэтов-участников совещания, и, в частности, о моём. Вскоре у меня вышла подборка под названием «Утро на Запорожстали» в альманахе «Молодая гвардия». А в первом номере «Юности» было опубликовано стихотворение «Пускай всегда мне будет двадцать…». Оно печаталось второй раз. Первый – в 1949 году. И было тогда подвергнуто критике на страницах «Комсомолки» за строчку «Чтоб так же путаться в дорогах, и выбирать из них одну...» Советский молодой человек не имеет права ни в чём путаться, а обязан сразу стоять на верных позициях!

Ваша знаменитая «Сталиниада» опубликована 15лет назад. Хотелось бы Вам переиздать ее?

– Я начал собирать исторические анекдоты ещё в сталинскую эпоху, безусловно, рискуя. Думал тогда: не только мои дети – внуки едва ли смогут это прочитать. Первоначально книга вышла в Польше, а в России была запрещена, хотя перестройка уже началась, и отдельные фрагменты печатались в газетах.

Мария Розанова назвала ее великой…

– И предложила мне выступить на радио «Свобода». Андрей Синявский, кстати, тоже работал в ИМЛИ. Самый полный вариант книги вышел, как ни странно, в Чите. И в 2003 г. именно этот вариант был переиздан. После выхода «Сталиниады» я получил два потока писем – положительных и отрицательных.

Какую роль в Вашей жизни занитает институт Мировой литературы имени Горького?

– Главное богатство этого серьёзнейшего научно-исследовательского заведения – люди. Многих из них уже нет… Вспоминаю Зиновия Паперного, крупного ученого, доктора наук, специалиста по творчеству А.П. Чехова. И он же – блистательный юморист, сотрудник «Литературной газеты». Зиновий помогал мне собирать исторические анекдоты.

Я думала, что это два разных Паперных!

– Один и тот же... Хочу сказать добрые слова о ныне здравствующем Георгии Гачеве. Он не только литературовед, но и философ, занимающийся глобальными проблемами развития культуры. У него есть замечательная работа о национальных моделях мира. В молодые годы мы ходили с Георгием в лыжные походы по Подмосковью. Интересный человек – профессор Марк Поляков, рецензент многих работ нашего отдела теории литературы. Сейчас он живет в США. Его сын – талантливый физик, в своё время поступил в МГУ в возрасте 14 лет по рекомендации Ландау. А сейчас, в Принстоне, он заведует кафедрой, где трудятся 12 Нобелевских лауреатов.

Беседовала Наталья Рожкова


МОЛ, №3 (33), 2005
Используются технологии uCoz