Сигутин 6-2005

Андрей Сигутин

Без покаяния нет спасения

Посвящается ветеранам
Великой Отечественной войны

Становится страшно, когда понимаешь, что наш великий народ в мирное время вымирает с бешеной скоростью. Ежегодная убыль населения России – около 2 млн. человек. Но что еще ужаснее, люди, отмучившиеся здесь, могут ввергнуться в более страшные вечные страдания. Ко всеобщему несчастью, 70-летнее хождение России по пустыне безбожия и неверия, этому только способствует… Воистину, идет духовная война между добром и злом за души человеческие. И христиане должны в этом сражении стать авангардом, прикрывающим собой пока не окрепшие духом народные массы, для которых что грех, что не грех – всё одно. Не потому ли апостол Павел призывал верующих быть воинами Христовыми и вести брань с духами злобы поднебесными, держащими в кандалах нераскаявшихся грешников. Преемник апостола Петра в Антиохии, святой Игнатий, писал: «Подвизайся сам, и носи тяготы других, чтобы и они спаслись, всем приходи на помощь в любви. Заботься о каждом, и нет заслуги любить добрых… Важнее нечистых смягчать кротостью, ибо кротостью низлагается князь века сего». Кстати, св. Игнатий, как и апостол Павел, тоже любил уподоблять христианина воину. И поэтому учил: «Молись постоянно, проси мудрости всегда возрастающей, бди за собой, будь тверд, как наковальня, на которой бьют и куют… Храните крещение ваше – как щит, веру – шлем, любовь – как копие, терпение, как доспехи». Так и хочется продолжить изречением апостола: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6).

У кого-то может возникнуть вопрос: как же встать на путь спасения собственной души? Начинать нужно с покаяния. Ведь грешащий есть раб греха, а значит, диавола – лютого врага рода человеческого. Чтобы освободиться от его уз, необходимо прийти к Богу с искренним покаянием, подобно набедокурившему ребенку, испрашивающему прощения у своего отца. Попросить прощения у Небесного Отца и силы больше не согрешать можно так же, по-детски, своими словами. Главное только, чтобы они исходили из глубины сердца. Однако, тут может возникнуть опасная мысль, навеянная лукавым: «А вдруг Бог не простит?..» (Частенько человек, будучи по своей природе злым, то же ошибочно приписывает и Творцу). Нельзя сомневаться в Милосердии Божием. Пусть великой надеждой для всех отчаявшихся будут вечные глаголы Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6). Какое основание для веры! Слава Богу, никогда не будет так, чтобы раскаявшийся грешник пришел ко Христу и был изгнан! Но, мы не должны забывать и другие Его слова, которые Он произносил после очищения, исцеления искренне раскаявшегося: «Иди и больше не греши». Выходит, и нам, принося покаяние, нужно принять твердое, как алмаз, решение: жить свято, чтобы не повторять более соделанных грехов… Ну, а дальше «на войне, как на войне».

«В ЧЁМ МНЕ КАЯТЬСЯ?»

Как-то раз после литургии несколько прихожан решили собраться в домашней обстановке для совместной трапезы. Ведь родственные души чувствуют единение не только за богослужением, но и вне храма. Да, «самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения», особенно когда тебя понимают с полуслова и ты при ближнем не боишься быть самим собой. Сказано – сделано. Благо, каждый заранее захватил, что мог, из провизии… И вот во время дружеского разговора на духовные темы одна женщина, неловко улыбаясь, сказала: «А в чём мне каяться?.. Я никого не убивала, не развратничала, не воровала. Ну да, в молодости без спроса взяла ведро картошки с колхозного поля, и всё, но и другие так делали… Живу нормальной жизнью, в церковь хожу…». На несколько секунд в комнате воцарилась напряженная тишина… Присутствующих этот вопрос озадачил. Действительно, что можно посоветовать человеку, у которого нет покаянного чувства и осознания собственной греховности? Ведь слова женщины свидетельствовали о том, что она не во Христе, не в Боге.

Первым заговорил Иван, предварительно внутренне помолившись, чтобы Господь дал ему мудрость: «Варя, у тебя в юности была первая любовь?». Варвара посмотрела на него широко раскрытыми глазами и обиженно-удивленно ответила: «Конечно, была! Правда, несчастная. Помнится, влюбилась я в своего добра молодца до беспамятства. Ночи не спала, столько слёз в подушку выплакала, всё о нем, родимом, думала. Бывало, выйдешь на улицу, а он прямо перед глазами стоит: ни работать, ни учиться не могла. Дошло до того, что смотрю на других молодых людей, а вижу лишь его…». Присутствующие завороженно ее слушали: возможно, многие из них тоже когда-то через такое проходили. Иван слегка откашлялся и постарался перевести беседу в духовное русло: «Варь, а ты понимаешь, что христианин должен так же, и даже сильнее, любить Бога?». У Варвары еще больше округлились глаза. На мгновение застыв, она с трудом выдавила из себя: «А ты знаешь, я об этом и не задумывалась. Хотя и читала, что главная заповедь – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумением твоим». Иван продолжал: «Когда человека по-настоящему любишь - его боишься обидеть даже мысленно. Так же и в духовных вопросах. Например, святые постоянно пребывали в так называемом исповедническом состоянии, то есть у них была боязнь оскорбить Вездесущего, Возлюбленного Господа. И потом, Варвара, ты знаешь, в чем цель жизни христианина? Христианин с Божьей помощью должен стремиться уподобиться Христу! Как говорят святые Отцы, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Господь призывает верующих к святости, чтобы Он Сам мог вселиться в человека. Апостол Павел очень метко выразил эту мысль, сказав: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». А без покаяния это невозможно, ибо грех нарушает живую связь с Богом. Не потому ли все грешники считают себя святыми, а святые – грешниками? Ты очень ценна для Бога, Он любит тебя. Христос, чтобы освободить тебя и всех нас от греха и погибели, умер на Кресте. Бога оскорбляет наше черствое сердце. Господь говорит: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Заерзав на стуле, к разговору присоединился любимец компании – алтарник Максим: «Мне кажется, - обратился он к Варе, - твоя ошибка в том, что ты сравнивала себя с неправедными людьми. И на их фоне в собственных глазах выглядела чуть ли не святой. А себя надо сравнивать с Христом. Думаю, в свете Его святости ты бы увидела, сколько еще у тебя грязи в душе. Хочешь совет? Слушай свою совесть и почаще спрашивай себя: «А как поступил бы Христос в данной ситуации?..». Христианин не имеет права быть фарисеем, ибо все мы «куплены дорогой ценой», Кровью Спасителя». От этих слов Варя опустила глаза и покраснела. В комнате установилась гнетущая тишина. Обстановку разрядила гостеприимная хозяйка, предложив всем еще по чашечке чая… Прихожане облегченно вздохнули. Слово за слово, кто-то удачно пошутил, раздался взрыв дружного смеха, и общение пошло своим чередом… Однако Варвара внутренне не могла успокоиться. Душеполезный разговор не выходил у нее из головы. Она отчетливо поняла, что, как прежде, жить уже не сможет. Ей захотелось познать Живого Бога и веровать по-настоящему, без лицемерия. У нее появилось желание всем сердцем возлюбить Христа.

После трапезы, уже вечером возвращаясь домой, женщина достала из кармана образок Спасителя и пристально посмотрела в глаза Христа. Внезапно она почувствовала себя в Присутствии Божием… От взгляда Господа, полного любви и сострадания, ей вдруг стало страшно и стыдно... Слёзы крупными каплями покатились по ее щекам. Она первый раз в жизни из глубины своего сердца возопила к Богу: «Господи, прости меня, окаянную грешницу, за все мои ошибки! За то, что я своим бесчувствием и гордыней постоянно обижаю Тебя... Как же Ты милостив, что всё еще любишь меня!..». Несмотря на слезы, Варя вдруг почувствовала на душе необыкновенную легкость и радость. Она поняла, что Господь ее простил. Такой счастливой возрожденная Варвара еще никогда не была. Теперь вопрос: «В чем мне каяться?» - для нее самой выглядел полным безумием…


МОЛ, № 6 (36), 2005
Используются технологии uCoz