Клейберг 2006-1

Юрий Клейберг
профессор, член Союза литераторов России

Психологический СМЫСЛ романа «Колыбель Пророка».

Рецензия
книги Д.Д. Глазова «Колыбель Пророка»
(Иркутск: Издатель Сапронов, 2004. – 416 с.)

Обыденность и литература, как вода и масло, не смешиваются, не проникают друг в друга. Темные стороны российской действительности столь мрачны, быт – скуден, а жизненный ритм – стремителен, что в этой гонке многим литераторам (не говоря уже о читателях!) давно уже не до муз, служение которым, как известно, не терпит суеты. Но, пожалуй, самая главная трудность, мудрость и психологизм жанра приключений и мистерий (так определил этот жанр автор книги) – в большом парадоксе, который Анна Ахматова применительно к поэзии сформулировала так: поэт пишет стихи теми же словами, которыми обычные люди говорят о погоде и зовут пить чай.
Мастерство Д.Д. Глазова сродни труду реставратора, преображающего истершиеся от долгой службы Истории кирпичики Бытия, чтобы вернуть архитектурной конструкции первоначальный смысл.
Да, роман наполнен глубоким смыслом, – историческим, бытовым, лирическим, личностным и, конечно же, современным. В нем гармонично переплетаются и удачно дополняют и украшают другу друга современные и историко-религиозные сюжетные линии. Благодаря мастерству автора романа происходит удивительное чудо: читатель может побывать вместе с героями романа в разных исторических эпохах, ощутить Время, понять героя (а, возможно и себя!) в тех или иных сюжетных ситуациях, побывать в «предлагаемых обстоятельствах», пережить эмоции и чувства… Вероятно, это и есть большой, скрытый психологический СМЫСЛ романа «Колыбель Пророка».
Я, как ученый-психолог, без преувеличения могу сказать, что данный труд посвящен одному из самых животрепещущих и дискуссионных вопросов не только современной психологи, но и гуманитарной науки, общества в целом. Пожалуй, в науке (да и в литературе и в искусстве тоже!) найдется не так много областей, в которых бы так тесно переплетались психологический и житейский взгляды, так как большинство людей хотя бы иногда задумывались над вопросами о смысле собственной жизни, бытия природы, о смысле происходящих вокруг них явлений. Большим достоинством романа Д.Д. Глазова «Колыбель Пророка» является тот факт, что в нем раскрывается именно психологический подход, причем в авторской интерпретации, основанной на глубоком знании и анализе историко-религиозных фактов и событий.
Проблема СМЫСЛА является ключевой для решения многих важнейших вопросов, поднятых автором романа. Она тесно связана с ведущими категориями психологии – образа, мотива, переживания, личности, поступка и деятельности, сознания, а потому, естественно, решение вопроса о психологическом наполнении сюжета романа не может не стать, хотя бы частично, ответом на многие вопросы современной научной и житейской психологии. Именно СМЫСЛ и является во многом, как мне думается, тем связующим звеном, которое соединяет различные инварианты в единую систему Бытия, соотнося образ с мотивом, в том числе и с мотивом самореализации, а, следовательно, и с осознанием себя, своей деятельности, своего места в системе отношений с другими, с миром, своей индивидуальности. Таким образом, смысл наполняет образ (образы) реальным содержанием, и это – отличие осмысленных образов от идеальных, чисто абстрактных, а потому не имеющих психологического содержания.
Мне представляется важным и явно ощущается связь между проблемой постижения смысла и проблемой творчества как деятельности, связанной с реализацией себя и смысла своей жизни, передачи этого смысла окружающим. В этом плане важен тот факт, что при восприятии окружающего мы постигаем его с двух точек зрения – как Бытие (конечность) и как Становление и Развитие. Естественно, эти две стороны нераздельны и тождественны, находятся в диалектическом единстве. Однако на уровне человеческого сознания и восприятия они могут рассматриваться (и часто рассматриваются!) и как крайности, как барьер между человеком и миром, постигаемые нами при постижении смысла самого Бытия, нашей жизни. И с этой точки зрения творчество является процессом индивидуализации, предполагающим преодоление этой двойственности «Я» и «не-Я». Постижение СМЫСЛА с этой точки зрения представляется мне всегда творческим актом, так как смысл также объединяет эти противоположности. Это также и определенная форма самосовершенствования, духовного восхождения человека от Хаоса к Логосу, от Дионисийского к Аполлоническому, которые есть в каждом человеке.
Но роман Д.Д. Глазова «Колыбель Пророка» открывает нам талант автора и с другой стороны: писатель тяготеет к акварельной чистоте письма, и его главы-зарисовки как бы перетекают друг в друга – так же незаметно, как ночь рождает рассвет, а на сияние дня неуловимо ложатся сумерки.
Хочется надеяться, что путь, который проложил для себя талантливый российский литератор Дмитрий Дмитриевич Глазов к Восходящему Солнцу Бытия, обойдет стороной Голгофу предвзятости и равнодушия.


МОЛ, № 1 , 2006
Используются технологии uCoz