Цесельчук 4-2007

Дмитрий Цесельчук     

Ритм как диалектика или симметрия в поэзии

Вселенная – Universе* – мир, вселенная, космос, оказывается, ни что иное, как «Единостишие» (ср. Единобожие), едино- это от приставки uni. Это не значит, что проза – fiction (фикция, выдумка, сказка) – не поэтична. Степень общности поэтических «формул» мира, выше любой математической модели вселенной, хотя бы потому, что эти «формулы» (наиболее универсальные – вселенские понятия) выражаются словами, а слово имеет прямое воздействие на человеческий разум.

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский считал поэзию видовой целью развития человечества, хотя при доказательстве своего тезиса вводил такое понятие как private life – частная жизнь (в противовес общественной). Его можно понять, т.к. от общественной жизни в годы его проживания на Родине воротило каждого разумного (интеллигентного) человека. Кстати, intelligence – это и есть разум.

Интеллигент прижился в русском языке, как понятие противоположное придуманного позднее Солженицыным слова – образованщина (ср. деревенщина). Надо понимать так, что человек может быть хорошо образован, но неРазумен, т.е. может ухитряться не разуметь Поэзию мира, как единство Материи и Духа…

* * *

Рассматривая Структуру стиха, введем понятие Ритма – закономерного (волнообразного) чередования ударных и безударных слогов. Для описания законов чередования, были введены понятия Доли (слога) и Стопы (группы слогов с одним ударением), как первичной меры стиха, состоящего из чередовании Двудольников, либо Трехдольников.

Для схематической записи ритмической структуры для ударного слога используют знак !, для безударного дефис, для паузы – знак ^. Записав построчно ритмическую схему, мы можем определить каким размером написан стих, т.е. определить в рамках какого пространства протекает стиховой ритмический процесс:

Если строка состоит, например, из 3-х двухсложных стоп:
1) с ударением на первой доле – имеем трехстопный двудольник первый – трехстопный хорей:

\В дымке-\неви\Димке\
\Вышел\ месяц \вешний,\
\Цвет са\довый \дышит\
\Ябло\нью, че\решней.\

! - - - ! -
! - ! - ! -
! - ! - ! -
! - - - ! -

(А.Фет ( третьи слоги в 1-ой и 4-ой строках безударны, но это не нарушает общего размера – хорея!));
2)с ударением на второй – трехстопный двудольник второй – трехстопный ямб (с женской рифмой в нечетных строках):

\Послу\шай муз \невинных
\Лука\вый клее\ветник\
\В тиши \полей \пустынных
\Приро\ды у\ченик.\

- ! - ! - ! -
- ! - - - !
- ! - ! - ! -
- ! - - - !

(А.Пушкин (четвертые слоги во 2-ой и 4-ой строках безударны, но ямб сохранен!))

Рифмы в строках при этом могут быть мужские (ударение на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на предпредпоследнем), гипердактилические (на четвертом с конца строки), скажем, пигалица – пуговица. Не пугайтесь того, что в приведенном примере, ударные слоги различны – это все равно рифма, но «цветная»!

Помимо ямба и хорея есть еще трехдольники: первый, второй и третий – дактиль, амфибрахий и анапест: Если строка состоит, например: с ударением на первой
1) из 3-х трехсложных стоп с ударением на первой доле стопы – имеем трехстопный трехдольник первый – трехкратный дактиль:

\Буря на \небе ве\чернем,^
\Моря сер\дитого \шум,^^
\Буря на \море и \думы,^
\Много му\чительных \дум.^^

! - - ! - - ! - -
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - ! - -
(А.Фет);
2) из 4-х трехсложных стоп с ударением на второй доле стопы – четырехстопный трехдольник второй – четырехкратный амфибрахий:

\Густая \крапива
\Шумит под \окном.^
\Зелена\я ива
\Нависла \шатром.^


- ! - - ! - - ! - - ! -

- ! - - ! - - ! - - ! -
(А.Фет. (Из-за внутренней рифмы двустишие записано в четыре строки));
3) из 3-х трехсложных стоп с ударением на третьей доле стопы – трехкратный трехдольник третий – трехстопный анапест:

\Я тебе \ничего \не скажу,
\Я тебя \не встрево\жу ничуть,
\И о том, \что я мол\ча твержу,
\Не решусь \ни за что \намекнуть.

- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !

Размер стиха, как мы видим, записывается матрицей ударных и безударных слогов, и пауз – Рij; записав (для последнего случая) только ударные и безударные гласные в стихе, соответственно заглавными и прописными буквами, получим матрицу ударных и безударных гласных с рифмами на концах строк – Аij:

аеЕиеОеаУ
аеАееОуиУ
иоОоаОаеУ
ееУиоАаеУ

(буква я = звуку йа – в схеме стоит а); для определения звукового состава стиха можно ввести матрицу Зij, где i – порядковый номер слога в строке, j – столбца, «развернув» матрицу Зij по слогам, получим стих в его первозданном виде (см. выше: «Я тебе ничего…»).

Если в стиховом потоке повторяется некая матрица Рij, эту матрицу называют Строфой. Строфа может содержать от двух (двустишие) до четырнадцати (сонет, онегинская строфа) строк. Учение о строфике – разделе поэтики изучающем повторяющиеся в стиховом потоке матрицы Рij до сих пор не разработано до конца. Вот лишь некоторые разновидности строф: катрены, газели, секстины, октавы, сонет, и т. д. Но возможны и более сложные формы стихотворного повтора – такие как венки (в коронах сонетов). В венках сначала пишется магистрал – сонет (из четырнадцати строк) замыкающий венок сонетов, а потом расписывается вся конструкция из еще 14 сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй, второй сонет повторяет последнюю строчку первого и заканчивается третьей строкой магистрала, и т.д. . 14 сонет начинается последней строкой магистрала и заканчивается – первой!

По отношению к короне венок, по определению, является строфой, т.е. той самой повторяющейся матрицей Рij! Строфа может содержать теперь не 14, а 210 (14х15) строк!

По аналогии с короной и венком сонетов, четырехдольники и шестидольники, от 1-го до 6-го, являются сочетаниями двух и, соответственно, трех двудольников, Но можно пойти по другому пути и считать 4-х и 6-ти дольники производными от двудольников с пропущенными на соответствующих слогах ударениях:

…и светла (!-!)
\адмиралтей\ская игла\
- - - ! - - -!

Двудольный четырехдольник 4-ый во второй строке – это ни что иное, как четырехстопный ямб с мужской рифмой с пропущенными (слабыми) ударениями на 2-ом и 6-ом слогах! Если проскандировать строку, ямб проступит со всей очевидностью:
ад ’ми рал ’тей ска ’я иг ’ла.

Поэт и литературовед Андрей Белый в своей работе «Ритм, как диалектика, или «Медный всадник» (А. Пушкина)», обводя такие с пропущенным регулярным ударением слоги кружками и соединяя кружки разных строк, получил «паутину» (там, где нет ни одного пропущенного ударения, прерывающуюся) идущих сверху вниз черточек. А.Белый обнаружил, что у Пушкина практически нет «несоединенных» строк и, следовательно, нет скандирования стиха. Это, отчасти, связано с достаточным количеством «длинных» слов в русском языке, но в большей степени с гениальностью Пушкина, который давал своему стиху «дышать», не загоняя его в строгий размер, и стих при этом не становился нерегулярным!

Аналогично можно проанализировать коренящийся в народной поэзии пятидольник от 1-го до 5-го, каждая стопа (доля) которого состоит из двухдольника и трехдольника. Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник, как самостоятельную меру метрического стиха.

Для описания ритма и звукописи стиха достаточно трех вышеприведенных матриц! При нарушении в матрице Рij можно говорить о «ритмической ошибке» или особой задаче поэта. При множественности таких ошибок стих перестает быть метрическим! Правильный метрический стих двойственен: он содержит в себе малую меру – крату и большую меру – тактометрический период, причем большая мера к р а т н а малой, откуда последняя и получила свое название. В симметрии – науке о гармонии (красоте) мира перенос краты: двудольников или трехдольников по пространству стиха называется Трансляцией. По сути трансляция – это волна.
Если мы рассмотрим матрицу Аij ахматовской строки:
«На блюде устрицы во льду»: аУеУииоУ,
мы увидим в ней три ударных у: УУУ – трансляцию одного и того же ударного звука!
Законы симметрии изучает Теория групп, хорошо разработанная лишь в последнее время. Но Ахматова, не зная о ней, писала по законам красоты на которых стоит наша Вселенная – Universe!


МОЛ, № 4 , 2007
Используются технологии uCoz