Мамлеев 1-2008

     

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮРИЯ МАМЛЕЕВА С НАГРАДОЙ -
ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ

Интервью с писателем Юрием Витальевичем Мамлеевым

Н.Д.: Юрий Витальевич, Вы получили большую правительственную награду – Орден Дружбы. Ваше имя известно во всем мире, Ваши произведения постоянно издаются большими тиражами. У Вас есть ученики, Вы известный писатель, о котором написана не одна литературоведческая работа и у нас, в России, и за рубежом, Вы лауреат престижных литературных премий. В 70-ые годы Вы, как М.Ростропович, А.Солженицын и другие известные люди, вынуждены были уехать из СССР, жили и преподавали в США, во Франции. В 1991 году прислали из Парижа в Москву письмо с просьбой о приеме в Союз литераторов России. А через некоторое время вернулись в Россию, в Москву, создали в Союзе литераторов секцию метафизического реализма. В 2006 году Союз литераторов обратился с ходатайством к Президенту о награждении Вас орденом в связи с Вашим 75-летием. Какое значение имеет для Вас эта награда?

Ю.М.: Ну, Вы знаете, это признание со стороны государства. А вообще отношения между литературой и государством в любой стране, в том числе и в России, всегда были сложными. Глубокая литература всегда носит в себе элемент возмутителя спокойствия, она всегда будоражит общество. А точка зрения государства, его главные интересы – стабильность, поэтому вот тут как бы интересы литературы и государства немножко не совпадают. Но, в конечном итоге, по большому счету, государство и литература представляют одну страну, мы сидим в одной лодке. Естественное желание писателя, чтобы эта страна была великой, независимой, жила настоящей, глубокой жизнью, не только материальной, но и духовной. Вот пример Достоевского, сначала он сидел - был на каторге, а потом он дружил с Победоносцевым. Пушкин имел сложные отношения с царем, очень сложные, но, в конце концов, царь сказал о нем: «Я недавно разговаривал с умнейшим человеком в России». Так что поскольку в конечном итоге интересы государства и литературы совпадают, все мы работаем на славу одной страны, и я признателен за эту награду.

Н.Д.: То есть, Вы считаете, что писатель в состоянии, пусть не прямо, а опосредованно, но все-таки влиять на то, что происходит вокруг?

Ю.М.: Дело в том, что литература это очень сложное явление. Недаром литературу называют царицей искусств. Она включает в себя столько уровней, и именно поэтому может вызывать самые разные, в том числе и противоречивые чувства. Потому что в литературе содержится и религиозный контекст, и философский, и эротический, и отношения между людьми, и социальный аспект , и психологический. Поэтому такое сложное искусство может влиять и влияет в разные эпохи по-разному, это зависит и от исторических моментов. Иногда литература делает революцию, как это было во Франции. Частично можно вспомнить Чернышевского, Горького. В другое время она играет совсем иную роль,- роль формирования сознания интеллигенции, как это было с великой русской литературой. Поэтому я считаю, что писатель должен писать то, что он хочет, вернее, хочет не по произволу кого-то, а то, к чему влекут его тайники души.

Н.Д. Вы перечислили несколько аспектов, характерных для литературы, как явления. Если возобладает какой-то один из них, будет ли подобное нарушение гармонии болезнью?

Ю.М.: Ну, это будет не то что болезнь, это будет некая односторонность. Но односторонность присуща вообще любым явлениям, в науке, например. Научное мировоззрение это очень одностороннее течение. Фактически нормальная наука имеет дело с фактами, а научное мировоззрение это уже некая гипотеза. С другой стороны, любовь к литературе в России имеет особое значение. Например, если говорить о внешнем мире, русская литература представляет Россию, она ее лицо, как, скажем, Достоевский известен во всем мире как выразитель глубочайшей сути России, как писатель номер один после Шекспира. То есть, величие русской литературы в чем-то сливается с величием России и даже определяет ее по-своему. На западе о России, таково было мнение еще в конце 19 века, существовало мнение, что Россия - это страна гениев и казаков. Понятно, какой смысл здесь заключается. Поэтому, даже в наш такой меркантильный век, век голого чистогана, литература продолжает иметь свое уникальное значение. Оно может быть не так заметно, как в былые времена, но оно постепенно влияет на сознание молодежи, на сознание людей, хотя бы меньшинства. Я здесь говорю о меньшинстве. Но надо сказать, что именно меньшинство делает историю.

Н.Д.: Оно и взрывает век чистогана?

Ю.М.: Конечно. И везде: и в политике, и в искусстве все определяет меньшинство.

Н.Д.: Это как очистительный взрыв?

Ю.М.: Да, это определенный очистительный взрыв в сознании. Кроме того, я еще и философ. А философия это совсем другая вещь, такая атомная бомба замедленного действия. Она определяет течение жизни человечества на многие века вперед, но это уже совсем другой момент. Литература же действует непосредственно.

Н.Д.: Говорят, что сейчас поэзия непопулярна, но если мы посмотрим литературные сайты в Интернете, послушаем радио, мы убедимся, что это не так, очень много есть пишущих людей и отнюдь не бесталанных.

Ю.М.: Да, действительно, сейчас поэзию пытаются оттеснить на задний план, потому что век не поэтический.

Н.Д.: А можно сказать, что поэзия набирает обороты?

Ю.М.: Да, сейчас поэзия все-таки набирает обороты. И молодежь может выразить свои чувства через бардов, через рок, через народную поэзию. Время поэзии - оно немножко затихло, но оно уже принимает другие формы. Абсолютное вытеснение поэзии из жизни – это катастрофический знак, если бы это произошло, это означало бы, что плоская реальность вытеснила все остальное. Это означает фактически смерть, небытие. Россия сейчас настолько многослойна, настолько невероятно противоречива – все в хаосе. Ей нужна стабильность.

Н.Д.: Но не мертвящая стабильность…

Ю.М.: Да, безусловно. И в политическом плане нужна сейчас стабильность. Что касается духовной стабильности, она, конечно, не должна быть, как Вы сказали, мертвящей. Дух по своей природе не может быть стабилен. Он мечется по Земле, как это описано в Библии,- Дух носится над водами. Дух – это бесконечное движение, бесконечный порыв. Это если говорить о духовной стороне жизни. А что касается социальной стороны – хватит экспериментов.

Н.Д.: Можно задать совсем простой вопрос: зачем живем?

Ю.М. Затем, чтобы подготовиться к другой жизни. Это абсолютно так. А во-вторых, есть практика древних, то, что мы знаем только из древних источников, из откровений, есть христианство,которое к этому готовит. Жизнь слишком короткая. И смешно было бы считать, что это все. Что это какая-то насмешка неба над землей. И надо радоваться этой жизни.

Н.Д.: Существование другой жизни мы ощущаем внутри себя, с рождения?

Ю.М.: Да. А, кроме того, мы должны жить настоящей жизнью, настоящая жизнь включает в себя бытие, а бытие это, собственно, Бог. Эра рыб, эра отречения от мира прошла. Сейчас, так или иначе, люди хотят жить и в этом мире тоже. Это касается не только тех, которые живут только в этом мире и больше ничего не знают, их судьба очень печальна в этом плане.

Н.Д.: Жизнь как удовольствие?

Ю.М.: Жизнь и как удовольствие, а, скорее, даже как страдание. Это ужасно, они потом просто уходят в рассеяние. И все.

Н.Д.: А жизнь как преодоление?

Ю.М.: Когда вы ощущаете жизнь как высший дар, как некий дар, который есть в вас, и чувствуете присутствие высших сил в себе, тогда эта жизнь становится прекрасной. Преодолеваешь все негативные моменты, которые окружают нас со всех сторон. Поэтому эра водолея отличается тем, что она будет разделять тех людей, которые видят только эту реальность и больше ничего, и тех людей, которые видят, живут в этой реальности, не отрекаются от нее, но в то же время они видят и другую реальность. В этом мире, конечно, жить не так просто. А, с другой стороны, Бог возлюбил именно этот мир. Поэтому наша задача все-таки жить здесь, брать от жизни ее высшие глубокие моменты. С тем, чтобы в какой-то мере даже стать в некотором смысле со-Творцом. Мы в этом мире, мире страданий, приносим опыт страданий высшим силам: они не знают страданий, не знают, что такое жить в таком грубом материальном мире. Парадокс человека в том, что он одновременно и образ, и подобие Божие,и в то же время связан с грубым физическим миром. А физический мир, в отличие от духовного, это мир разрушений. Потому что все, что здесь существует, исчезает, гибнет, опять возрождается, так же, как наше тело. Поэтому нельзя так уж жалеть себя: вы начинаете жалеть свою оболочку. Надо иметь мужество в этом мире. Не столько даже мужество, сколько мудрость. А мудрость говорит о том, что мы - боги. Победа же материализма имела катастрофические последствия во всем мире.

Н.Д.: Катастрофические на какое-то время?

Ю.М.: На какое-то время, но на это время материализм торжествует в этом мире - это предсказано. Это надо пережить. Людям надо знать, что это преодолимо. Я считаю, что атеизм и материалистическое мировоззрение это просто преступление против человечества. Преступление, прежде всего в духовном смысле, конечно. Но и в этическом. Но это еще страшнее. Это преступление носит глобальный характер. Оно все человечество заковывает в какую-то тюрьму.

Н.Д.: Россия более 70-ти лет существовала как атеистическое государство.

Ю.М.: На Западе то же самое, если не хуже. Создалась какая-то карикатура на религию. Да и там фактически материализм победил и еще почище научного материализм. Научный материализм имел еще блестки какие-то: Маркс писал, что сознание идеально, он вообще был иН.Д.:ифферентен к вопросам духа. Современная цивилизация стремится превратить человека в звероробота: чтобы люди работали, потом смотрели телевизор и засыпали. И исчезали, как исчезает какая-нибудь вошь. И никаких перспектив, ничего.

Н.Д.: И здесь важна позиция меньшинства, которое может взорвать эту ситуацию?

Ю.М.: Она обязательно взорвется. Не по нашей воле, потому что это космологический процесс. Наступит такое время, когда совершенно очевидно станет, что мы не единственные, есть и другие миры, и откроются двери в другие миры, что несет в себе определенную опасность. Это можно преодолеть, если обратиться к духовной традиции, к православию, к исихазму. Но это не зависит от рода человеческого, это уже зависит от промысла Божия. Человечество изменится, когда раскроются каналы, я думаю, это будет в середине этого тысячелетия. В середине этого тысячелетия это будет совершенно другой мир, это будет абсолютно другая цивилизация. Но толчком к этому могут быть экологические катастрофы, войны и бессмысленность материализма.

Н.Д.: Можно ли в связи с этим говорить о жертвенности и пророчестве поэзии Серебряного века?

Ю.М.: Да, особенно у Блока. Он как Данте русской поэзии. Он был пророк, предсказавший, что «Двадцатый век… Еще бездомней,/ Еще страшнее жизни мгла/ (Еще чернее и огромней / Тень Люциферова крыла)». В «Возмездии» были прямые пророчества.

Н.Д.: Видимо, не случайно эта пророческая поэма не была завершена?

Ю.М.: Да, «Возмездие» - неоконченная поэма, но пророчества не только в «Возмездии», но и в стихах Блока. Конечно, Серебряный век сыграл огромную роль, это породило какую-то последнюю безумную надежду на устройство жизни, жизни не без Бога. Монархия подорвала себя очень сильно в те годы.

Н.Д.: Люциферово крыло?

Ю.М.: Бойня первой мировой войны - это было страшно, это было невиданно, природа человеческая никогда такого не допускала. Наполеоновские войны с этим не сравнить, и русский народ, солдаты психологически не были к этому готовы. Большевистский переворот имел основания: когда морячкам говорили: буржуи кровь пили? – пили! Ну, что ж, давайте и мы попьем. Эти движения были в Китае, во Франции, в других странах. Как и в России, они не возникали просто так, нужны были основания. Поэтому все это, конечно, очень сложно. И как Россия выбралась из кошмара 1917 года, и как победила в Отечественной войне, - все это победа чуда, я считаю. Наша страна, израненная Гражданской войной (практически гражданское противостояние продолжалось до 40-х годов), все эти аресты, колхозы, и командный состав армии был расстрелян… И случилось невероятное: Россия смогла победить величайшую армию, которая когда-либо создавалась в Европе. Армию, которая была вооружена по первому слову техники, которая имела солдат, фанатически преданных своей идее - это почти невероятно.

Н.Д.: Но это была третья величайшая победа:1-над Золотой Ордой, 2- над наполеоновской армией, 3 –над фашистами!

Ю.М.: Да, это величайшее мистическое явление, это говорит о том, что какой бы строй не был в России, внутри нее живет великое ядро, которое должно быть спасено. Учителя иН.Д.:усские тогда молились за Россию, они говорили, что Россия это страна, которая в будущем даст ростки невероятной духовности. Мы должны сохранить веру в Россию, мы должны сохранить православие, мы должны сохранить веру в бессмертие человеческой души.

Беседовала Нина ДАВЫДОВА


МОЛ, № 2 , 2008
Используются технологии uCoz