Сергей Алимарин,

О КНИГЕ ЛЮВИГА ФОН МИЗЕСА «СОЦИАЛИЗМ»

20 ноября 2011 прошло выступление Союза литераторов России в библиотеке Экономики и бизнеса на Лесной улице. Кроме изданий, выпускаемых Союзом литераторов, в фонды библиотеки была подарена книга Людвига фон Мизеса «Социализм», переведённая и выпущенная в свет в частном собственном издательстве Catallaxy несколько лет тому назад членом Союза литераторов Борисом Пинскером в ряду других переведенных им изданий аналогичной направленности*. В настоящее время это книга (как и многие другие из переведенных и выпущенных Борисом Семеновичем) является библиографической редкостью. На вечере выступил сопредседатель Союза литераторов, председатель секции публицистки Союза Сергей АЛИМАРИН с небольшой рецензией – откликом на эту книгу:

Начало XX века и послевоенное время – удивительное время не только для нашей страны, но и для другой распадающейся империи Европы – Австро-Венгрии. В этой стране, как и в России, это время породило великую культуру. Достаточно упомянуть имена таких выдающхся писателей как Цвейг, Кафка, Рильке, Музиль, ученых и философов, Маха, Фрейда, Мизеса, Хайека, Виттгенштейна, Поппера. Это время формирования СССР, Австрийской республики, фашизма в Италии, революционных событий и скорого первого мятежа нацистов в Германии во главе с австрийцем Гитлером.

Книга выдающегося экономиста и философа Людвига фон Мизеса написана в 1922 году, но актуальна до сих пор, особенно в нашей стране, но не только.

В эпоху повсеместного увлечения социалистическими идеями в послевоенной Европе эта книга произвела в интеллектуальных кругах впечатление разорвавшейся бомбы. О своих впечатлениях того времени, о том как трудно было в то время признать аргументацию Мизеса, как эта книга замалчивалась, о её дальнейшей судьбе пишет Фридрих Хайек в своем предисловии к её американскому изданию 1981 года.

Книга называется «Социализм», но, пожалуй, более точно её содержание отражает её подзаголовок: «Экономический и социологический анализ». Это книга для тех, кто хочет из первоисточника получить сведения о том, что такое современная экономика вообще, что такое рыночная экономика, либерализм и социализм. Это не учебник и не сугубо научная монография, это полемически заостренное изложение точки зрения профессионального экономиста на различные экономические и политические программы и взгляды.

Немного слов о ее содержании по существу. Понятия, которыми мы пользуемся для обозначения различных политических и экономических взглядов в значительной мере мифологизированы. Это происходит как стихийно, бессознательно, так и намеренно с целью создать положительные ассоциации, порождаемые своими собственными представлениями и отрицательные – представлениями оппонентов. Одной из важнейших задач философии и является уточнение и прояснение таких понятий. С этого Мизес и начинает. Что такое собственность, какие виды собственности могут, а какие не могут быть общими, каково происхождение собственности и каковы её особенности в развитой рыночной экономике. Ну и, конечно, в соответствии с названием книги, большое внимание Мизес уделяет содержанию понятия «социализм». Для автора это не только название экономической системы, построение которой было провозглашено в современной ему в те годы России, но и элементы экономических программ партий многих стран с рыночной экономикой. Именно поэтому книга актуальна и сегодня.

Непредвзятый анализ Мизеса показывает, почему нереализуемы права на труд и на полный продукт труда в той форме, в который они провозглашаются социалистами, почему невозможно равное или «справедливое» распределение результатов труда. Но главное, что доказывается в этой работе – невозможность заранее, без рыночной информации, определить, сколько и чего следует произвести для того, чтобы удовлетворить все потребности членов общества.

Мизес попытался, также, сформулировать принципы современного либерализма, которые позже уточняли Фридрих Хайек, Карл Поппер и Исайя Берлин. Главное в либерализме – поиски мирного существования различных сообществ, причем не только из гуманных соображений, но и потому, что только в мирное время происходит созидание, а не разрушение. Защита собственности и отрицание войны – «два выражения одного и того же принципа». Демократию либерализм защищает не потому, что она более естественна, или лучше других форм сама по себе, а потому, что такая форма государства лучше позволяет избегать революций и поддерживать социальное сотрудничество.

Либерализм до сих пор воспринимается как нечто среднее между революционным социализмом и крайним консерватизмом. На самом деле, как показывает Мизес, либерализму противостоят как тот, так и другой, оба склонные в политике к авторитарным формам государства. Этот взгляд позже защищал Фридрих Хайек.

Автор не избегает и обсуждения тех проблем, которые связаны с демократической формой государства и тех искажений, которым она подвергается, проблем равенства. В то же время опровергается миф об органической связи социализма и демократии. Экономика, основанная на государственной собственности прямо ведет к диктатуре, что в дальнейшем доказала и история (очень подробно логика такого процесса изложена в книге Хайека «Дорога к рабству», изданной в 1944 году).

Современному читателю, пожалуй, интереснее всего будет познакомиться с той частью этой книги, в которой обсуждается интервенционизм или, как иногда это называют, попытки построения социального государства. Это как раз попытка осуществить нечто среднее между социализмом и рыночной экономикой, в рамках последней обеспечить социальную защищенность людей путем вмешательства государства в экономику. Эта тема особенно интересна сегодня, когда мы видим, какие проблемы возникают перед странами Европейского союза. Все это – результат этого самого интервенционизма.

Некоторые суждения автора сегодня кажутся несколько прямолинейными, не все работает в рыночной экономике так просто. В дальнейшем такие мыслители как Фридрих Хайек, Исайя Берлин уточняли и развивали его взгляды.

Тем не менее, пользуясь своим методом, Мизесу удалось описать все проблемы, с которыми столкнулись социалистические страны на всем протяжении своего существования, а также сегодняшние проблемы стран с рыночной экономикой. Позже у нас были изданы еще несколько работ Мизеса: в 1993 году «Бюрократия» в переводе Бориса Пинскера, в 2007 году «Либерализм» и последняя, итоговая книга Мизеса «Теория и история».

Избранные переводы Б. С. Пинскера,
экономиста, публициста, переводчика

  1. Л. фон Мизес, Социализм (М., Catallaxy, 1994).
  2. Л. фон Мизес, Бюрократия, Запланированный хаос, Антикапиталистическая ментальность. Пер. с англ. Под общей редакцией Б. Пинскера. (М., «Дело», 1993).
  3. Р. Коуз, Фирма, рынок и право (М., Дело, 1993).
  4. От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик (М., Catallaxy, 1993).
  5. Дж. Дорн, Р. Нуреев, под ред., Денежная реформа в осткоммунистических странах (М., Catallaxy, 1995).
  6. Э. де Сото, Иной путь (М., Catallaxy, 1995).
  7. Н. Розенберг, Л.Е. Бирдцелл, мл. Как запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Пер. с англ. Под общей редакцией Б. Пинскера. (М., Изд-во «Каталаксия»; Новосибирск, «Экор», 1995).
  8. Пол Хейне, Экономический образ мышления. – Пер. с англ. Под общей редакцией Б. Пинскера (М., Изд-во «Каталаксия» для серии Библиотека студента по заказу Академии педагогических и социальных наук и Московского психолого-социального института. 1997).
  9. Мастерство: Финансы (М., Олимп-Бизнес, 1998).
  10. Мастерство: Менеджмент (М., Олимп-Бизнес, 1999)
  11. Р.Ф. Брукнер и др., МВА. Краткий курс (М., Олимп-Бизнес, 2000)
  12. Грэм и Додд, Анализ ценных бумаг (М., Олимп-Бизнес, 2000)
  13. Дэниел Джонстон, Международный нефтяной бизнес: Налоговые системы и соглашения о разделе продукции (М., Олимп-Бизнес, 2000)
  14. Ченг Ф. Ли, Дж. И. Финнерти, Финансы корпораций: Теория, методы и практика (М., Инфра-М, 2000).
  15. С. Крейнер, Д. Дирлов, Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  16. Майкл Льюис, Покер лжецов (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  17. Сигел, Стратегия в эпоху электронного бизнеса (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  18. Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс, Логистика: Интегрированная цепь поставок (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  19. Э. де Сото, Загадка капитала (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  20. Э. Лефевр, Воспоминания биржевого спекулянта (М., Олимп-Бизнес, 2001).
  21. М. Ротбард, Власть и рынок: Государство и экономика (М., Социум, 2002).
  22. Питер Сенге, Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации (М., Олимп-Бизнес, 2003).
  23. Питер Сенге и др., Танец перемен (М., Олимп-Бизнес, 2003)
  24. Марк К. Скотт, Фирма профессиональных услуг (М., Олимп-Бизнес, 2004)
  25. Майкл Льюис, Новейшая новинка (М., Олимп-Бизнес, 2004)
  26. Джимми Т. Бойетт, Путеводитель по царству мудрости (М., Олимп-Бизнес, 2004)
  27. Д. Бёрд, Прямой маркетинг: Бизнес здравомыслящих (М., Олимп-Бизнес, 2004)
  28. Сеймур Беккер, Миф о русском дворянстве (М., НЛО, 2004).
  29. У. Боннер, Э. Уиггин, Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI века (М., Социум, 2005)
  30. Лоренс Котликофф и Скотт Бернс, Пенсионная система перед бурей (М., Ирисэн, 2005)
  31. Дж. Саймон, Неисчерпаемый ресурс (М., Социум, 2005)
  32. Олаф Герземанн, Ковбойский капитализм (М., Ирисэн, 2006)
  33. Бринк Линдси, Глобализация: повторение пройденного (М., Ирисэн, 2006).
  34. Ф.А. Хайек, Правила и порядок (М., Ирисэн, 2006).
  35. Ф.А. Хайек, Мираж социальной справедливости (М., Ирисэн, 2006).
  36. Роберт Нозик, Анархия, государство и утопия (М., Ирисэн, 2006).
  37. Н. Розенберг, Л.Е. Бирдцелл, мл., Как Запад стал богатым (Новосибирск, ЭКОР, 1995).
  38. Ф.А. Хайек, Право, законодательство и свобода (М., Ирисэн, 2006).

P.S. Даже неполный список переводов Б. Пинскера, многие из которых хранятся в библиотеке Союза (а иные, став раритетами, отсутствуют даже у самого переводчика), свидетельствует о готовности российской интеллигенции к осознанному восприятию «иных путей» (см. пункт 15) построения неолигархического общества. Однако олигархи этих книг не читали, но свою выгоду РАЗУМели круто. В результате не у дел остались и народ, и властительница умов – интеллигенция. Английское слово intelligence означающее разум, очевидно является обрусевшим прародителем нашего – интеллигенция (просим, вслед за А.И. Солженицыным, не путать его с «образованщиной» и уж тем более с «высоколобыми»). Без РАЗУМения, как страна, мы загинем в интервенционизме, т.к. при построении социализма убедились в неэффективности тотальной государственной поддержки: бесплатная медицина, образование, жилье. А в атмосфере двуличия, мы это генетически знаем, гибнет все живое. Давайте же (с учетом всего западного опыта, слава богу уже переведенного на русский язык) пораскинем мозгами и выберем для себя свой – иной путь, опираясь на 1000-летний российский уклад, глубоко укорененный в языке. И тогда Слово потянет за собой Дело. Дело с Большой Буквы. С учетом итересов всех, а не тех только, кто успел сГОВОРиться друг с другом. ГОВОР (арго, слэнг) выдает всякую обособленность с головой, а ЯЗЫК, РЕЧЬ национальны по сути, т.к. у любого народа они родились ради общего блага.

Редакция

Используются технологии uCoz