Наталья РОЖКОВА

ЧТИВО НЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧКИ

10 ноября в Российском общественно-политическом центре состоялась презентация книг, вышедших в серии «Визитная карточка литератора». Первой представила свой сборник «Земная словесность» Государственный стипендиат в номинации «Выдающийся деятель культуры и искусства России» орловская поэтесса Людмила Серова (Нестругина). Родилась она в городе Спас-Клепики (о котором напишет):


«Город с названием странным, смешным
С моим рождением связан.
Но славой своей среди русских равнин
Есенину он обязан».

Людмила Серова окончила факультет иностранных языков Московского пединститута, работает в Государственном музее Маяковского, и пишет стихи не одно десятилетие, 15 её сборников изданы в Орле, Туле, Москве, Шатуре, а также самиздатом. Творчество поэтессы отмечено поощрительными отзывами близких ей по духу поэтов: Владимира Соколова, Николая Старшинова, Валентина Берестова. При внешнем добродушии эти ушедшие от нас мастера слова отличались высокой требовательностью и не расточали похвалы направо и налево, хотя их постоянно атаковали толпы начинающих разновозрастных стихотворцев.

Произведения, вошедшие в книгу, создавались в разные годы. Начало – «детство, войной прожжённое», далее – жизненный путь по нескончаемым просторам России, любовь, встречи, расставания, воспоминания, утраты… И вновь – Возвращение. К родному селу, «отеческим гробам», забытой песне, что «однажды ворвётся в постылый покой…». Следующий герой вечера – представитель неофициальной культуры, автор известного исследования «Гоголь и апокалипсис» Владимир Глянц – познакомил нас со стихотворениями из сборника «Чтиво для электрички» (1967-2009). Книга открывается семистишием, написанным совсем в юном возрасте, но полностью характеризующем облик поэта:


…Но голос обрести,
Но когти и хребет,
Но шерстью обрасти,
Ломиться в чащу тигром,
Мустангом захрапеть…
Чтобы потом иметь наклонность к тихим играм?.

Стихи, вошедшие в книгу, отвечают на этот вопрос. Лирический герой Владимира Глянца не утратил внутренней свободы, пройдя с «миской вчерашнего дождя», не разучившись «широко смотреть и видеть краски мира». Творчество поэта отличает совершенно иное звучание, нежели у Людмилы Серовой, но истоки его – также находятся в детстве. Если у поэтессы ранние годы пронизаны «светлой печалью», близкой в чём-то Николаю Рубцову, то у поэта свет детства окрашен мандельштамовским желтком, – предвестником беды. Здесь нет места никакому подражанию, ибо оба автора давно обрели, как сказал один из них, голос – свой собственный, неповторимый, у неё он звучит на фоне уставших от войн и несчастий русских равнин, у него – агонизирующей советской системы. Герой одной пропагандистской пьесы доперестроечных времён говорит своему подчинённому: «Мне плевать, чем вы занимались в вашем поганом детстве!». А мы не согласны! Ибо ничто так не отражается на творчестве поэта, как начало его жизненного пути.

Интересен прочитанный на вечере фрагмент рассказа Владимира Глянца «Дыхание Чейн-Стокса», читатель остро переживает ощущения главного героя – школьника, которого принимают в пионеры в траурном зале музея Ленина, на сходную тему откликнулся небольшой миниатюрой прозаик Юрий Шапка.

В развернувшейся дискуссии приняли участие: политический аналитик, исследователь культуры Фёдор Шелов-Коведяев, поэт Григорий Арлинский, философ Сергей Алимарин и др. Затем началось чтение стихов по кругу, завершилось оно выступлением ведущих – руководителя Союза Дмитрия Цесельчука и председателя секции поэзии Натальи Рожковой. Заключительный, изящный штрих вечера принадлежал музыкантам.


МОЛ, № 4 , 2011
Используются технологии uCoz