Митя Некрасов

Бульдозерная трибуна

Союза литераторов Российской Федерации

"Пикет молчания" перед зданием Росконтракта

Хозяева - Творческий союз художников России и гости - Союз литераторов России, - бывшие Групком графиков и Комитет литераторов при Литфонде СССР, - встретились 21 сентября 2000 года в залах экспозиции "Бульдозерной выставки", проходившей 26 лет спустя после первого "показа".

Не случайно сблизились эти два "молодые", а на самом деле со своей особой и давней историей, союза. К людям творческим при старой власти было проявлено столько внимания, что это вылилось в существование в рамках Профсоюза работников культуры двух весьма специфических организаций: профкомов графиков и литераторов. В них проступали явственные черты надзора и назойливой опеки над художниками и литераторами второго сорта - "индусами". "Белые" - члены творческих союзов имели права и обязанности несопоставимые с нашими. Эта и иная оплата по больничным листам, и дома творчества на морских побережьях нашей общей Родины, и безвозмездные ссуды на бытовые расходы.

Никаких проверок чистоты рядов с предоставлением справок о литературных гонорарах для "белых" естественно не проводилось. Но зато, в ответ на все эти благодеяния властей, "белые", вступая в свои творческие союзы, как бы присягали на верность системе. Внутри самих союзов существовала своя иерархия, свои очереди за дачами, званиями, орденами и меховыми шапками. Вспомните "Шапку из кота средней пушистости" Войновича.

Понятно, что "индусы" бунтовали и "Бульдозерная выставка" 1974 года лучшее тому подтверждение.

Литераторов после пражских событий 1968 года также прижали к ногтю. Когда-то относительно вольные - со своим самоуправлением - Профессиональные комитеты писателей были перелицованы в профсоюзные самым незатейливым образом. Слово профессиональный с последующим - комитет образовывало замечательное сокращение - профком. Рассмотрев вопрос о профкомах, начальство при обратной расшифровке попросту "переименовало" их в профсоюзные комитеты, подчинив своему внутреннему законодательству с обязательными отчетами о гонорарах и собиранием профвзносов непосредственно в издательствах и редакциях и повторному взыманию их по месту профессиональной прописки в комитетах литераторов. 30%, правда, возвращалось "индусам" на общественные нужды. Существование "негров" - неохваченных авторов литературы, у которых забиралось все и ничего не возвращалось, напоминало "индусам", что их доля не самая тяжкая.

Позднее, на заре перестройки, профсоюзное начальство, чтобы идти в ногу со временем, попыталось даже проводить собрания с целью повышения писательского мастерства. В результате часть "индусов" окончательно вышла из повиновения. На собрании первичной профорганизации , где шла речь об образовании Объединенного профкома, была зачитана стенограмма судебного разбирательства по делу о тунеядстве будущего нобелевского лауреата Иосифа Бродского и пишущий народ, при одном воздержавшемся, проголосовал за свой творческий союз литераторов.

У художников, судя по их замечательному дому, тоже был свой нелегкий путь к Творческому союзу художников России.

Эдуард Дробицкий, открывая встречу братьев по андеграундной эпохе, поблагодарив "советскую власть и партию за все, что она для нас сделала", вспомнил поэтов лианозовской группы Холина и Сапгира, многих других, поддержавших "бульдозерную инициативу" и убедил собравшихся в том, что "Бульдозерная выставка " была и будет не только выставкой художников, но и экспозицией "целого пласта определенного мышления, не подчиняющегося никаким законам. В одном реализме нет правды", - закончил он свое выступление, добавив, что в соседнем зале участников ждут коньяк и водка, а также яблоки, привезенные им из своего сада.

Общим мнением было отложить фуршет на потом, хотя ставший этим летом по представлению Союза литераторов Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Илья Резник, поблагодарив собравшихся за поздравления, признался, что уже выпил коньячку со своим давним другом , президентом Союза художников России Эдуардом Дробицким.

Координатор Союза литераторов, известная ведущая прямых эфиров "Надежды", "Вокса", "Ракурса", москвовед - автор путеводителя по домам, улочкам и переулкам славы российской "Москва. 2000" - Нина Давыдова взяла бразды правления в свои руки.

Первым со своей гитарой вышел председатель секции авторского рока, он же в недавнем прошлом главный редактор "Ракурса", Олег Чилап и, выглядывая из-под нависающих прядей, признался, что именно в 1974 году добился, чтобы его, нестриженного, приняли в комсомол, но, когда комсомол сказал нет "Бульдозерной выставке", понял, что ошибался в нем и пошел своим путем по этой первой трещине в кремлевской стене.

Евгений Бачурин гитары с собой не захватил. Зато принес свою новую книгу "Я ваша тень", тут же пошедшую по рукам вдогонку за книгами отвыступавшего Ильи Резника "Мужики", "Король Артур", "Жизнь моя карнавал".

Бачурин, обняв Дробицкого, поздравил его "с великой выносливостью и могучим характером" - участники сходки разразились апплодисментами, понимая чего стоит сама возможность вот так запросто сидеть в этом зале.

Тамара Грум-Гржимайло, сопредседатель Союза литераторов, председатель отделения критики, литературоведения и искусствоведения, показав присутствующим программку прощального концерта Мстислава Ростроповича в Большом зале консерватории датированную 10 мая 1974 года, напомнила, что наши изгнанники составляют сейчас цвет музыкальной культуры мира. А два листочка папиросной бумаги - письмо Ростроповича в защиту Солженицына, показанные Тамарой Николаевной из импровизированного президиума, вызвали у всех вздох восхищения и бурю эмоций. Надо же, до сих пор сохранились.

Нина Давыдова предоставляет слово Ефиму Друцу, в прошлом руководителю знаменитого объединения "Спектр", напомнив залу, что известный поэт кочевал с цыганами, много о них писал и на одно из предыдущих выступлений Союза пришел с цыганским хором. "Меня опять тащили на Лубянку",- вспоминал Ефим истории, связанные с Бокштейном, Алейниковым и другими, - "Я поздравляю всех вас по поводу того, что мы встретились".

"По поводу того, что мы можем встречаться", - добавил Эдуард Дробицкий и неожиданно предложил Союзу литераторов продавать свои книги на выставках Союза художников. Предложение было принято с восторгом, тем более, что стол президиума, все более напоминая книжный лоток, продолжал пополняться свеженькими с еще не выветрившимся запахом краски экспонатами. Тут были "Зима империи" и "Дневной месяц" Натальи Ванханен - замечательные, классические стихи, проза Людмилы Москвиной "Дядя Визбор - мой кумир" и воспоминания Натальи Шмельковой о культовых фигурах неофициального русского искусства 60-70-х годов: художнике Анатолии Звереве, поэтах Леониде Губанове и Евгении Кропивницком , воспоминания в сонетах о встрече с Иосифом Бродским сопредседателя Союза литераторов Дмитрия Цесельчука, зачитавшего свое неожиданное алаверды Эдуарду Дробицкому - стихотворение "У Брейгеля". Концовка:

"И каждый в толпе так одинок
Что только с толпой идет
И каждый пропойца пройдоха игрок
Счастье свое кует
И каждый с частью своей счастлив
Будь это обрубок ноги
Будь мор вокруг чума или тиф
Но ты свое сбереги"

явно вызвала одобрение у президента российских художников, а Наталья Шмелькова, поглядывая на портрет Зверева кисти Дробицкого подписала последнему последний экземпляр своего бестселлера "Во чреве мачехи или Жизнь - диктатура красного".

Игорь Чубайс, чья новая книга "Преемство. Что же будет с Родиной и с нами" также легла на стол перед собравшимися, в своем сольном выступлении отметил, что Президент на днях сам приехал к Солженицыну. Круг, намеченный Тамарой Грум-Гржимайло, замкнулся, машинописные листочки Ростроповича не прошелестели даром.

В полемику с Чубайсом вступил Алик Мирзаян, но, как оказалось, лишь конкретизировал его основной тезис: будущее России создается в сфере новых ценностей, в сфере духа. "Русские - новые евреи мира, русские это не "кровь", это - слово по Достоевскому", - горячо убеждал Алик и тут же пояснил свою мысль изречением из Розанова, - "мы же русские - чистые евреи, для нас слово - это все". Вот, оказывается, где кладезь высоких технологий духа - в России: "Мы нация генерирующая идеи своим поэтическим умом, воспитанным на русской поэзии, - чего на Западе давно уже нет, - нация Чижевских, Ломоносовых, Вернадских, Ландау.

Оба содокладчика по вопросу о будущем России сошлись на том, что прежде власть не хотела слушать людей , генерирующих новые идеи, призывавших к другому общению с миром, а теперь она их попросту не замечает. Замечательное, надо сказать, единодушие. "И никаких бульдозеров, пусть себе барахтаются без закона о литераторах, работниках искусства и их творческих союзах", - присоединилась к содокладчикам третьей в своем выступлении с места вице-президент Союза художников Татьяна Бубнова. После чего и пригласила всех на фуршет с яблоками, коньяком и незаменимой русской водкой.

В прениях и дискуссиях были замечены прозаики Нина Абель,Вера Линькова, Геннадий Россош, художник и прозаик Владимир Ромашевский, драматург Марк Матсов, тележурналист Сергей Алимарин, публицисты Сергей Генералов и Ольга Шадрина, авторы песен Дмитрий Курилов и Сергей Матвеенко, поэт и философ Ирина Кронгауз, сочинители детской литературы Илья Воробьев и Михаил Гребнев, который вместе с Татьяной Пацаевой представлял еще и мастеров художественного перевода прозы, а также крупнейший российский масоновед Владимир Новиков своим улыбчивым молчаливым присутствием напоминавший собравшимся, что не просто так он возглавляет пенсионную комиссию Союза литераторов и теперь гонорарный вклад каждого в культуру Родины будет по заслугам оценен.

Пенсия за то, что ты почти всю свою сознательную жизнь просидел за письменным столом и писал все, что твоей душе было угодно, и, случалось, печатал все это в различных средствах массовой и немассовой информации, а иногда даже издавал книги - это ли не победа? А остальное приложится, если, конечно, не сидеть сложа руки.


© - Митя Некрасов

МОЛ, №1, 2001
Используются технологии uCoz