Картофелеводство – источник существования миллионов граждан. В период уборки миллионы этих самых граждан, облачившись в трико, утруждают свои рыхлые тела, собирая в мешки любимые клубни. Я тоже среди них. Тоже собираю, приходится.
Почва. Плодородная почва. Богатый гумусом чернозем.
Чернозем – богатство нашей Родины. Мой город утопает в черноземе. Мой дом врос в черное месиво.
Я с детства наблюдал за Ним – черным, жирным, мягким, плодородным. Я осязал Его. Погружал в Него руки до запястья. А Он такой теплый, нежный, тучный, осклизлый. Того и гляди, разродится корнеплодами, мокрицами, червями. Вероятно, из-за детской наивности я считал Его добрым. Ведь Он позволяет расти из себя флоре и топтать себя фауне. А люди в Его рыхлом теле растят корнеплоды. Да, Он дает использовать себя, и все же Он не добр.
Я рано, очень рано осознал величие и ужас бытия почвы.
В моем доме, погрязшем в черноземе, было много стариков и старушек. Они родственны чернозему - с землистыми лицами, с конечностями узловатыми, как корни, с морщинистой кожей, словно иссохшая почва. Когда они умирали, что бывало довольно часто, ими засевали кладбище, как дачный участок картошкой. Они прорастали крестами, надгробными памятниками и осинами. Это урожай, который нельзя засыпать в закрома Родины.
Чернозем не добр и не зол. Все гораздо страшнее. Он безразличен к этим жалким существам, на Нем живущим, Его рыхлящим, в Него хоронящим. Если понять разницу, что хранят картошку, а хоронят покойников, дальнейшее познание мира теряет смысл.
Чернозем всепоглощающ, Чернозем самодостаточен…
В школе я прочитал в учебнике, что почва - это особая оболочка нашей планеты, состоящая из перегнивших остатков органической жизни. Я тоже органическая жизнь. Об этом я также узнал в школе. Значит, и я, несомненно, перегнию и составлю с почвой одно.
"Атман есть Брахман", - любят говорить индусы, что значит: душа индивидуальная тождественна душе всеобщей, то есть Богу. Но души нет. Есть только комплекс психофизических элементов, которые составляют человека. И Бога нет тоже. А психика - проявление высокоорганизованной материи. А жизнь есть способ существования белковых тел. Так говорится в умных книжках.
Я – органическая жизнь. Почва – совокупность остатков этой самой жизни. Когда я это понял, меня охватил леденящий ужас, подкатила тошнота.
Глупые индусы…Они, видно, очень хотели продолжить свою жизнь в единении с Богом, с Богом светлым и радостным… Какой Брахман, какой Атман… Прав Будда, когда говорил:
"Кто вас будет учить, что Нирвана – |
Да, есть Бог, подобный Нирване, и я его познал – это почва! Почва есть реальный океан Нирваны, из которого все происходит и в который все возвращается.
Не ищите Бога внутри себя, не ищите наверху. Опустите глаза вниз: Он под ногами, распростерся в почвенном слое. Нас не примут небеса после смерти. Нас примет всепринимающий Бог. Бог из гумуса, перегнойный Бог.
Там, где толще плодородный перегнойный слой – там больше концентрация Господа на единицу площади. А самое божественное в почве – это чернозем. Другие почвы не так впечатляют. А чернозем – настоящий Господь, великий и ужасный.
И миллионы людей поклоняются Ему на садово-огородных участках. Ему приносят жертвы в виде навоза и минеральных удобрений и получают взамен реальные плоды божественной милости.
Люди подсознательно, интуитивно пришли к поклонению истинному Богу, подлинному, а не эфемерному Абсолюту. Церковный приход - садоводческое общество. Молитва – работа на участке.
Перегнойный Господь любит жертвы. Его земляные ангелы – черви, неустанно работают, обогащая рыхлое черное тело.
И самое главное – смерти нет! Есть цепочка: жизнь – могила – гумус – жизнь. Гумус – не смерть. Гумус – органические остатки.
Я никогда не смогу умереть. Я обречен продолжать свое бытие органическим остатком, а затем воплощаться в корнеплод или картошку. Потом перевариваться в кишках граждан – и снова остатком. Это не жизнь и не смерть. Это вечное пограничное состояние. Самое страшное проклятие.
Нет науки печальней, чем почвоведение. Такой наукой способны заниматься лишь буддийские просветленные. Простого человека постижение почвы и круговорота веществ способно лишить рассудка.
…Незаметно прошел еще один год, и чернозем удобрился еще сотней тысяч тел пахарей и подарил оставшимся жить картошку. Опять время убирать картошку. Есть время разбрасывать камни и время собирать, время жить и время умирать. А есть время убирать картошку.
Опять я думаю о почве - последнем приюте и одновременно колыбели бестолковой органической жизни. Мои руки дрожат от перепрелого запаха почвы. Только я знаю, что это дышат предки в состоянии протожизни или протосмерти. Что-то подсказывает мне, что умершие из почвенных недр хотят прокричать свое страшное слово истины, но исторгают лишь запах перегноя. Я в ужасе выковыриваю землю из-под ногтей. К горлу подкатывает тошнота. Я не хочу принадлежать почве, не желаю исповедовать культ чернозема – Черного Бога! Но за этой религией сотни поклонников, укрепляемых научными истинами, а у меня есть только болезненное субъективное восприятие и тошнота…
…Картофель в этом году уродился крупный. Время собирать картофель…
МОЛ, №2, 2001 |