25-го января после занятий в аспирантуре ИМЛИ я зашла в отдел теории литературы. В пустой комнате у шкафа стоял сломанный стул – тот самый, который всегда занимал В.В.Кожинов во время заседаний. Безусловно, случайность - скорее всего, кто-то встал на сиденье, чтобы достать книги с верхней полки, - оно проломилось… Однако, по сердцу прошел неприятный холодок предчувствия. А дома я узнала, что Вадима Валериановича Кожинова больше нет.
Из 70-ти прожитых лет он проработал в ИМЛИ почти 50, был кандидатом филологических наук, но сделал для росссийской научной мысли несравнимо больше, чем многие академики. Одна из последних его наград - I премия "За вклад в русскую культуру публикациями в интернете". Кожинова можно назвать выдающимся литературным критиком, писателем, историком. Но этих определений явно недостаточно, ибо он был прежде всего Мыслителем. Его интересовало очень многое: наряду с теоретическими трудами по литературоведению публиковал работы по экономике, музыкальному искусству, политике. А еще сохранился голос Кожинова на кассетах - не только разъясняющий понятно и доступно сложнейшие явления, но и поющий под гитару песни на стихи своих любимых поэтов, которых он "открыл" широкому читателю - Николая Рубцова, Анатолия Передреева, Владимира Соколова. Последний посвятил своему другу стихотворение "Девятое мая", где есть строки "пел я девятого мая с Вадимом / неосторожным и необходимым". Неосторожным - потому что друг всегда говорил то, что думал, никого не опасаясь (однажды показал свою записную книжку, начатую в 16 лет, с остроумнейшими политическими анекдотами, - и это в 1946 году!). Необходимым - потому что обладал редким талантом видеть то, что дано не многим. Как, например, разительно отличается его трактовка гоголевской "Шинели" от привычно хрестоматийной: он рассматривает это произведение не только с позиции трагедии "маленького человека", но и видит его глубокий исторический смысл и даже находит аналогии с "Медным всадником" Пушкина.
Одна из недавних работ - "Вершины русской поэзии ХIХ века" опубликована в1999 году. Стихотворения для этого издания, ставшего библиографической редкостью, отобраны только на основе художественных критериев - и никаких иных. Это наиболее совершенные произведения Пушкина, Лермонтова, Боратынского, Тютчева, Фета, Кольцова, Некрасова. Кожинов обращает внимание на тот факт, что предыдущие собрания сочинений этих великих поэтов открываются юношескими "ученическими" стихотворениями, которые обычно занимают большую часть собрания. И многие читатели просто не добираются до вершин.
В последние годы Вадим Валерианович много внимания уделял историческим исследованиям. Над книгой "История Руси и русского слова" работал 15 лет. В ней читатель встретится с подлинными открытиями, сделанными на основе новейших археологических источников. Например, Кожиновым установлено, что самым древним государственым центром на Руси был не Киев, а Невогород (Старая Ладога), по-новому рассмотрен цикл былин об Илье Муромце - забытом князе Олеге Втором.
Но самая, на мой взгляд, выдающаяся книга - "Стихи и поэзия". Она обращена ко всем, кто любит стихи, и, конечно же, к тем, кто сам их пишет. Изданная в 80-м году, до сих пор прочитывается на едином дыхании, поражая удивительными примерами сходства поэзии Кюхельбеккера и Велемира Хлебникова, Державина и Пастернака. Впереди новые свидания с Вадимом Кожиновым на страницах его неуходящих книг.
И все же, как грустно стало на Земле…
МОЛ, №2, 2001 |