Новая российская смута беспощадно и бестолково расшвыряла в разные стороны привычные духовные ориентиры. Кажется, очередной раз в русской истории "черт намешал" и в жизни и в человеческих головах. Умение заработать - причем любыми средствами - неожиданно стало самым ценимым социальным качеством.
Кажется, "наивные интеллигенты" провалились в яму, которую они сами себе старательно выкопали. Никто ничего подобного не ожидал. В советском обществе творческие профессии были престижными. Неожиданно во мгновение ока, казалось бы, не подверженные сомнению эталоны обесценились. Тоскливые взоры обратились в сторону новоявленных нуворишей, стремясь отыскать среди них "новых Медичи".
Современный интеллигент в России оказался в "ситуации риска". Ему спешно приходится культивировать в себе качества, которые раньше были ему абсолютно чужды. Нечего удивляться, что в большинстве случаев результат бывает ничтожно мал по сравнению с затраченными усилиями.
Практика современного меценатства может лишь разочаровать. Чаще всего она ограничивается обильными фуршетами, после которых только нестерпимо болит голова. "Меценат умер!" - раздается стенание в творческих сферах. Но ведь надо сказать, что человек, сколотивший большие деньги в современных условиях, вовсе не ощущает их "греховность", подобно купцу-старообрядцу. Большие деньги - законное вознаграждение тому, кто оказался умнее и энергичнее собратьев. Он не видит никаких оснований возвращать их обществу, подобно Третьякову. Этим объясняется его инстинктивное отторжение от любых культурных проектов, в которых он не находит для себя реальной пользы.
В благих деяниях современных меценатов все чаще ощущается стремление составить рекламу себе или собственному предприятию. На пьедестале воздвигнутого на Невском проспекте в Петербурге памятнике Гоголю перечислен добрый десяток спонсоров, денежно способствовавших сооружению монумента, но не нашлось места именам ни скульптора ни архитектора. Впрочем подобные нелепости скорее напоминают движение на ощупь в темноте, чем преднамеренный умысел. Нынешнее общество раздираемо противоречиями и преодолеет их, только обретя современный вариант русской "государственной идеи".
Речь может единственно идти о возрождении старой системы творческих союзов, но уже в иной, соответствующей изменившимся социальным условиям форме. Представляется, что их независимыми ячейками должны стать акционерные общества, Такими были МХТ начала ХХ века, "кооперативы" литераторов и художников, подобные горьковскому "Знанию" или "Никитинским субботникам". Другой формой поддержки культуры является "государственный заказ". Его действенность ярко продемонстрировал современный расцвет новой церковной живописи. Он обусловлен необходимостью возрождения церкви как активного общественного института, но, очевидно, что без мощной поддержки государства это невозможно. Если для осуществления подобных масштабных проектов, действительно трудно обойтись, не прибегая к государственному вмешательству, то в условиях массового интереса к современному искусству или литературе сами "мастера культуры" вполне успешно могут преодолеть трудности, стоящие на пути каждого художника. А если так, то не является ли само понятие меценатства уделом исторического прошлого?
МОЛ, №2, 2001 |