Multi sunt vocati, pauci vero electi
Наталья ШМЕЛЬКОВА, государственный стипендиат 2000 - 2001гг. Автор знаменитой книги "Во чреве мачехи, или Жизнь – диктатура красного". Поэт, прозаик, художник, геофизик, коллекционер, искусствовед. Предлагаем читателям познакомиться с рассказом Н.Шмельковой, написанным ею в 1972 году.
Его я купила в Самарканде, на старом базаре. Сначала даже не поняла, что это? Просто понравилась яркая расцветка кожи, туго натянутой на грубый деревянный обруч.
- Сколько же он стоит? Спросила я старую узбечку. В ответ она подняла руку и показала три пальца.
В Москве я повесила бубен среди картин. Приходят смотреть их ко мне часто. И не жалею я тратить время. Обо всем рассказываю - и кто написал, и что за художник, и за сколько купила. Ведь художников поддерживать надо. И не только покупать, но и показывать их работы другим, рекламу делать.
И вот раздается как-то телефонный звонок.
- Ната, - слышу в трубке голос Лорика. – Можно привести к тебе посмотреть работы одну даму?
-Можно, - говорю.
-А что за дама?
- Да как тебе сказать? Стены у нее пустые в новой квартире, а главное - деньги есть. Сама же говоришь - поддерживать, рекламировать надо.
Они пришли. Лорик, чувствую, еле смущение скрывает. Говорит как-то громко, суетится. Показываю картины, и все нравится даме. И смотрит она по всем правилам: и издали, и совсем вблизи посмотрит - видно, технику изучает.
- А это что за работа? - показывает она глазами на бубен. Смотрю на нее с удивлением. Шутит?
Да нет. Вроде серьезно спрашивает. А, в общем, думаю, что удивительного? Напоминает ведь он абстрактную картину. Так и отвечаю ей, что работа эта одного известного художника абстракциониста, надеясь, все же, что поймет шутку. Но лицо дамы сосредотачивается, и чувствую, не знает она, как отреагировать.
Похвалить? А вдруг работа бездарная. Обругать. А вдруг шедевр!
- И сколько же вы за нее заплатили? - осторожно спрашивает она, стараясь придать тону равнодушную светскость, а глаза так и смотрят в упор.
- Триста, - отвечаю со вздохом, начиная входить в игру.
- Триста? - переспрашивает она в задумчивости. - Такая маленькая и так дорого? Хотя– Если это известный художник– Простите за невежество, - жеманно говорит она. - А как его фамилия?
- Ну как же, Бубнов, - еле сдерживаю смех, отвечаю ей.
- Ах, Бубнов... Слышала. Конечно, слышала! - неестественно оживленно отвечает дама. - Да, оригинальная работа, - многозначительно добавляет она.
- Интересно, что фамилия художника так соответствует форме, в которой воплощено содержание. Очень оригинальная работа!
- Боже мой, уже первый час! – испуганно восклицает Лорик. - Мы же опоздаем на метро!
Провожаю до двери, и дама благодарит за прекрасно проведенный вечер.
Утром будит телефонный звонок.
- В тебе полностью отсутствует чувство меры, лишь бы людей высмеять, выпаливает Лорик. - Ну что теперь делать? Она так хочет посетить его мастерскую. А впрочем, - чуть подумав, говорит она, - давай ее сводим к Скрипицыну и скажем, что Бубнов - это псевдоним, а его предупредим. Нехорошо, конечно, обманывать, но у него двойняшки родились, и жена не работает, Сама же говоришь поддерживать надо.
- Кстати, - оживленно добавляет она, - у него и работы есть круглого формата. Помнишь - портрет тещи?
На следующий день мы идем втроем в мастерскую Скрипицына-Бубнова. Он уже знает свою новую фамилию, ждет нас и, наверное,волнуется.
1972 г.