Бытует миф о том, что Владимир Владимирович не ровно дышал к ВладимируТеодоровичу и его "Виртуозам Москвы" еще в "допутинские" времена. И даже посетил однажды московскую квартиру скрипача и дирижера Владимира Спивакова и пел там романсы с Нанни Брегвадзе - страстной поклонницей нашего маэстро. Пусть это миф.
Но есть и факты, и вещественные доказательства, сей миф подтверждающие. Например, рояль "Steinway", подаренный президентом Путиным Российскому национальному оркестру, едва его возглавил Владимир Спиваков. Или, скажем, неожиданное приглашение Спивакова и детей его Фонда для концертирования в парижском Дворце конгрессов в октябре 2000 года. То был во всех отношениях примечательный эпизод в дни первого визита Путина во Францию. Владимир Владимирович даже позволил себе (не без игры в европейскую великосветскость!) выступить в амплуа конферансье, дабы представить "гордость России" - юных музыкантов и их патрона французской политической элите. Впрочем, Спивакова, награжденного двумя престижными французскими орденами, знают в Париже не хуже, чем в Москве.
Не трудно догадаться: президенту России импонирует не только музыкант Спиваков, но и его гражданская позиция, как главы Благотвотительного фонда, обретшего за 7 лет своего существования блестящую международную репутацию. Иначе Владимир Теодорович не оказался бы в Кремле единственным из музыкантов на первой встрече Путина с представителями общественных организаций, призванными обсудить насущные проблемы российского общества и государства. И что же там произошло?
Сплошная мифология– Будто бы, Путин посадил Спивакова рядом с собой по правую руку и начал с рассказа о выступлении маленьких "спиваковцев" в Париже. А в конце заседания, после дебатов представителей самых разных профессий и общественных организаций, предложил и Спивакову высказать свое резюме "по этому поводу". И Владимир Теодорович (известный оратор-острослов), не ударил лицом в грязь: вдруг поведал собранию поучительную притчу об актере ленинградского БДТ Евгении Лебедеве, повергавшем публику в экстаз своим гениальным исполнением Холстомера в "Истории лошади" и старого Фирса в "Вишневом саду". Кто бывал на этих спектаклях, помнит: рыдал весь зал. Спиваков спросил актера: "Откуда берутся эти ваши пронзительные интонации?" И Лебедев ответил: "Когда я каждый день иду на работу в свой театр, я всматриваюсь в лица людей, идущих мне навстречу"– "Наверное, это и есть самое важное для всех нас - не уставать всматриваться в лица людей, идущих нам навстречу", - закончил (следуя мифу) свою импровизированную речь в Кремле Владимир Спиваков.
Всякий миф проходит испытание временем, ибо наивно идеализирует своих героев. Но иногда, быть может, и открывает секрет их успеха у современников.
Всматриваться в лица людей! Это значит – угадывать их ожидания и психологический "барометр" бытия, чтов равной мере важно знать и политику, и музыканту. А Спиваков, быть может, этим и спасался от травм личной жизни, то создавая оркестр-уникум "Виртуозы Москвы" (угадывая ожидания не искушенных слушателей), то окружая себя "вундеркиндами" (угадывая в них - духовную надежду нации), то отдаваясь зверским перегрузкам репетиций с двумя своими оркестрами, не отменяя при этом экстраординарной жизни скрипача-солиста.
И вот - результат. Нынешний филармонический сентябрь в столице России историки, бесспорно, назовут "спиваковским". Ибо открыть концертный сезон в Большом зале Московской консерватории предоставлена честь именно Российскому национальному оркестру под управлением Владимира Спивакова (при участии "отца-основателя" оркестра, пианиста Михаила Плетнева). А 25 сентября, в день 95-летия Дмитрия Шостаковича, Спиваков открывает в БЗК свой первый на родине большой фестиваль (7 концертов под общим названием "Владимир Спиваков приглашает"), посвященный великому композитору. В нем принимают участие зарубежные звезды классической музыки, и, разумеется, оба оркестра Владимира Спивакова - РНО и "Виртуозы Москвы" - плюс (это ли не сенсация?) камерный оркестр "Солисты Москвы" с самим маэстро Юрием Башметом. Завсегдатаи Большого зала скажут: "Что-то в лесу сдохло, если Башмет вдруг присоединился к акции "соперника" Спивакова и играет с ним в дуэте"– Остается гадать, не освятит ли своим вниманием "спиваковский" филармонический сентябрь президент Путин? Помнится, Борис Ельцин лишь однажды освятил стены БЗК своим присутствием и вытерпел только одно отделение концерта, где дирижировали Мстислав Ростропович и Сейджи Озава (исполнялся "Военный реквием" Бриттена). А Владимир Путин в прошлом сезоне уже свершил свой первый заход в БЗК (на юбилейный вечер Квартета Бородина) и даже вышел на сцену, чтобы наградить орденом виолончелиста Валентина Берлинского. Что и говорить: то была беспрецедентная в советской и новейшей истории России музыкальная акция главы государства. А нынче музыкальный мир замер в неопределенных предчувствиях. И даже кое-кто лукаво пророчит: коль придет, мол, Владимир Владимирович снова в Большой зал консерватории (не обязательно, чтобы поздравить или наградить, а просто послушать музыку в исполнении наших корифеев - будь то Спиваков, Плетнев, Башмет - кого угодно), - быть новому "роману" власти с мастерами культуры. И - значит - творческой интеллигенции России пора готовиться к "новому призыву"!