В России государство издревле поддерживало людей творческих специальностей: оружейников, ремесленников, храмовых строителей и живописцев еще со времен Киевской Руси, стимулировало меценатство и создание государственных организаций и учреждений культуры. Первые общественные творческие объединения появились еще до революции.
Советское же государство уподобило их американским профсоюзам - поставило под контроль, а верхушке определило элитный паек, казнило и ставило на довольствие литераторов, актеров, музыкантов, художников, объединенных в творческие союзы.
В годы перестройки и демократизации появились новые, разукрупнились старые союзы из-за творческих разногласий и имущественных разборок в руководстве. Сейчас в Консультативном Совете Министерства культуры значится 31 творческий союз, из них 8 - международных, 18 общероссийских, 5 региональных из Москвы и Санкт Петербурга. Девять из десяти существующих творческих союзов образовались путем разделения или реорганизации. Хотя каждый защищает свой статус и значимость, в последнее время появилась тенденция к объединению на базе общей деятельности, направленной на защиту профессиональных интересов.
Творческие союзы научились выживать без государственного финансирования, используя те немногие льготы, что не были отменены новой властью. Государственные заказы малочисленны. Художники, композиторы, литераторы остались практически один на один с менеджерами от культуры, толкающими их к массовому коммерческому производству штучного по своей сути "товара". Новая российская политическая, банковская и промышленная элита, не только благодаря своим сомнительным вкусам в области культуры, но и в связи с политической и экономической нестабильностью общества и дефицитом личной безопасности, предпочитает переправлять деньги за рубеж, а не вкладывать их в современное искусство. Не знаю, как демократическая теория, а марксистско-ленинская по этому поводу имеет мнение, что провалы в развитии надстройки сказываются на развитии общества не сразу, но более болезненно.
Первостепенным становится вопрос о статусе творческого работника, как яркого представителя этой надстройки и о механизме определении того, кто таковым является.
Эта группа лиц пока не определена законодательно и не существует органа, который отличает творческих работников от прочих граждан, занимающихся творчеством на любительской основе, не создавая культурных ценностей, а решая лишь проблему досуга. Творческая деятельность является настолько разноплановой и многосторонней, что определить (и законодательно закрепить) объективные критерии для однозначного определения творческого работника практически невозможно. При налогообложении следует иметь в виду, что творческая деятельность не может быть отнесена к деятельности предпринимательской, т.к. целью ее не является извлечение прибыли – разницы между доходом и произведенными затратами.
Труд творческого работника не поддается нормированию и унификации, что делает невозможным исчисление прибыли.
На наш взгляд, необходимо создать авторитетные общественные (и, отчасти, государственные) институты экспертизы, выражающие мнение широкого круга культурной общественности.
Этим прежде занимались творческие союзы, и нам кажется целесообразным сохранить за ними эту функцию, но без идеологической составляющей.
Точно так же, государственная политика в области культуры должна оказывать содействие развитию тех видов и направлений творческой деятельности, которые государство считает приоритетными, формирующими этические и моральные постулаты, жизненно необходимые гражданскому обществу. В выборе государственных приоритетов могут помочь уже существующие творческие союзы.
Нам кажется, что государственный подход состоит в том, чтобы использовать существующий потенциал, не разрушая накопленного положительного опыта, одновременно создавать условия для развития новых процессов, полезных для государственного строительства.
Поэтому следует законодательно закрепить статус Творческих Союзов, как институтов гражданского общества, дав им возможность нормально функционировать опираясь на:
Развитие культуры и искусства возможно лишь при сохранении и развитии традиций художественной культуры, создаваемой, сохраненной в высокопрофессиональной, интеллектуально развитой, разнообразно-мыслящей, а потому, творческой среде художников , объединенных в творческие союзы.
© - Т. Бубнова | МОЛ, №7-8, 2001 |