Тамара Грум-Гржимайло

Дом музыки

Если назвать «Богатырской симфонией» ту большую «лужковскую» стройку культурных объектов, которая уже дала Москве и Храм Христа Спасителя, и Музей А.С.Пушкина на Пречистенке, и Школу драматического искусства на Сретенке, и ослепительное здание филиала Большого театра, то Московский международный Дом музыки на Красных Холмах - даже на таком фоне - обещает стать грандиозной кульминацией.

Более 100 лет ждала столица России этот новый «храм классики», без которого музыкальная культура мегаполиса давно испытывала перебои в ритме и тяжелую одышку. А москвичи давно заглядывались на гигантское и диковинное куполообразное строение, растущее на правом берегу Москвы-реки, теряясь в догадках - «what is it»? Но близится пора разгадок. 26 декабря 2002 года Московский международный Дом музыки на Красных Холмах распахнет свои двери для первых гостей, и состоится торжественное открытие уникального столичного концертного комплекса, сооруженного по последнему слову строительной техники и архитектурного дизайна. Специалисты утверждают: музыкальных центров подобного уровня во всем мире - лишь единицы.

Горячие деньки переживает руководство и вся администрация Дома музыки. Они трудятся над программами нетрадиционного праздничного открытия и первых концертов во всех залах, над многосложным перспективным планированием, решают огромный комплекс организационных и хозяйственных задач, готовятся к переселению в новые пенаты.

Наш разговор с генеральным директором Дома музыки, известным певцом, актером и бизнесменом, народным артистом России Александром Ворошило сразу обрел довольно острые полемические формы.

- Александр Степанович, ходят мрачные слухи о том, что не успел, мол, Дом музыки построиться, как его уже захватывает шоу-бизнес, и здесь может воцариться попса.

- Никакой попсы здесь не предполагается. Категорически! Потому что изначально этот дом был задуман, как храм классической, академической музыки - симфонической, камерной, ансамблевой, музыки для солистов-инструменталистов, вокалистов, исполнителей программ классических жанров. Я знаю, что были кое-какие поползновения со стороны иных жанров, но все это на корню пресек мэр Юрий Михайлович Лужков, который в категорической форме заявил: «Здесь будет только классическая музыка!» В моем понимании, это - героический поступок во многих отношениях. Не только потому, что мэр настоял на классических жанрах, определяющих художественное лицо Дома музыки, но и вообще - если судить глобально - предпринял такое колоссальное строительство, решился на такой грандиозный проект. Ведь это же не просто построить концертный зал, а построить - целый комплекс из трех комфортных залов различного назначения, где предусмотрено множество удобств для зрителей и слушателей концертов, вплоть до комнаты для детей, куда можно будет отдавать на попечение воспитателей расшалившихся и непоседливых малолеток. Бывает же, что младшенькому - ну, не идет сегодня в уши музыка Гайдна! Так он ее дослушает в следующий раз. Даже такая ситуация предусмотрена, как посещение симфонических концертов всей семьей.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о всех этих залах и других помещениях концертного комплекса.

- Большой зал на 2000 мест предназначен для симфонических концертов, камерный зал рассчитан на 600-700 мест (в зависимости от компановки) и примерно такой же третий, так называемый многофунциональный зал (от 450 до 750 мест). Ведь кресла пока еще нигде не поставлены. В многофункциональном зале - единственном - есть занавес. Можно ставить оперы и балеты, музыкально-драматические спектакли, представлять хоровое искусство или творчество одаренных детей, проводить детские музыкальные абонементы, концерты юных лауреатов международных конкурсов, которым большая сцена еще не по плечу. Здесь может быть даже музыкальный лекторий…

- А оркестровая яма есть только в многофункциональном зале?

- Оркестровой ямы нет вообще нигде. Но ее можно «устроить» в Большом зале с помощью демонтажа первых четырех рядов кресел. Конечно жаль, что в многофункциональном зале нет оркестровой ямы. Если бы я был у истоков этого строительства, я бы, наверное, об этом позаботился.

- Тем не менее, возможности вашего многофункционального зала интригуют и будят воображение уже многих музыкантов и режиссеров, готовых предложить свои интересные экспериментальные проекты.

- Я был бы рад, если такие интересные проекты будут нам предложены. Тем более, что у нас будет установлена первоклассная осветительная и проекционная аппаратура, которая редко встречается в филармонических залах. У нас есть и электронное звукоусиление для слабо звучащих инструментов, которые должны, например, доминировать над оркестром или ансамблем. Все наши залы будут укомплектованы по последнему слову техники. В камерном зале, уже к открытию, должен появиться электронный орган. А самый большой в России духовой орган немецкой фирмы Glatter-gotz (выигравшей наш конкурс), будет установлен, конечно, в Большом зале и войдет в строй в октябре 2004 года.

- Как вы решаете самые болевые проблемы акустики?

- У истоков всех наших акустических проблем стоял и стоит отечественный НИИ «Стройфизика». Но привлекаются и лучшие зарубежные специалисты из Германии, Франции, Англии. Используются новейшие разработки и материалы для достижения наибольшего акустического эффекта. Но, должен сказать, в моем понимании акустика - это такая мистическая вещь, которая преподносит все свои прелести и неожиданности лишь на деле, после завершения всех работ.

- Дом музыки станет репетиционной базой для двух коллективов - камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и симфонического оркестра «Русская филармония». У вас много репетиционных классов?

- К сожалению, немного. Есть один репетиционный зал, а также зал аудиовидеокомплекса, который может быть использован, как репетиционный. Но это особый зал - даже не зал или студия, а целый аудиовидеокомплекс высотой в 12 метров и площадью в 600 кв.м. Он вступит в строй во вторую очередь.

- Кто же будет осуществлять художественное руководство ММДМ?

- Художественный совет Дома музыки, который пока еще до конца не сформирован. Но безусловно - в совете будут выдающиеся музыканты.

- Ростропович?

- Мы ведем с ним переговоры. Но работа не завершена, и мне пока не хочется называть никаких имен.

- Что будет в компетенции этого совета?

- Вся художественно-творческая политика Дома музыки, те художественно-творческие идеи, которые будут претворять в жизнь наши административные службы. А это и репертуарный отдел, и отдел перспективного планирования, и зарубежные связи, и пресс-служба, и оргработа… Эти службы уже сегодня - на полном ходу. Идет очень много переговоров по организации открытия Дома музыки…

- Я понимаю, что многие составляющие этого торжественного открытия еще находятся в стадии формирования. И все же - что мечтают предложить вниманию первых посетителей ММДМ его руководители в исторический день 26 декабря?

- Это будет не просто концерт, а именно Праздник Открытия Дома Музыки. Я думаю, что музыка будет звучать во всех залах и фойе. Наши гости должны увидеть: дом уже обжит, в нем живет музыка. Мы, разумеется, не предполагаем давать три концерта в один вечер. Музыка может звучать и в «репетиционном» варианте. Гости должны сначала обойти весь комплекс, посетить все залы. А потом уже прийти в Большой зал на торжественный концерт-открытие. Мы предполагаем «заполучить» имена выдающихся музыкантов России, ближнего и дальнего зарубежья для участия в этом историческом концерте. И многие из них (даже из первых в мире музыкантов!) уже дали свое согласие. К сожалению, 26 декабря приходится на второй день католического Рождества, и большинство западных «звезд» классической музыки предпочитает оставаться дома, в кругу семьи.

- И какая же музыкальная идея, музыкальная программа концерта-открытия складывается, кристаллизуется?

- Идея выкристаллизовалась уже давно. Это - Москва в музыке, как стержень концерта. Значит, будет Чайковский, Прокофьев, возможно, Мусоргский… Но, повторяю, это не будет обычный симфонический концерт, где прозвучат какие-то симфонии Гайдна или Шостаковича. Это будет некий симфонический бал с разнообразной программой, где будут выступать и камерные ансамбли, например, «Виртуозы Москвы» с Владимиром Спиваковым, «Русская филармония» Александра Ведерникова и многие другие.

- Самая ваша большая проблема сейчас и в перспективе - в чем?

- Предстоит огромная, титаническая работа, чтобы привести сюда публику. Место-то непривычное, дорога к нему не протоптана, как за целое столетие в Большой зал консерватории… И второе: нам предстоит интегрироваться в мировой культурный процесс, вклиниться в график уже существующих планов знаменитых исполнителей, инструменталистов и вокалистов, оркестров, хоров и т.д. Для всего этого потребуется время и сейчас трудно сказать - какое. Сегодня мы пока вынуждены работать по так называемому «остаточному» принципу. Но, безусловно, клеточки нашего календаря заполняются. Труден будет весь ближайший 2003 год, когда мы будем активно интегрироваться в международные музыкальные планы. Но уже в 2004 году, надеюсь, мы будем дышать легче. А сейчас в наших переговорах со звездами мы сплошь и рядом встречаем ответы: «Ах, как жаль, а я уже занят в это время!»..

- Но согласитесь, Александр Степанович, ваш могучий и роскошный концертный комплекс вскоре станет тем новым мировым магнитом, который притянет организаторов всевозможных музыкальных конкурсов и фестивалей самого высокого класса, авторов самых современных и масштабных концертно-театральных идей.

- Я сам мечтаю уже в 2003 году сделать здесь особенный фестиваль, посвященный жизни и творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева. Ведь это год 50-летия со дня смерти великого композитора; не случайно ЮНЕСКО объявило 2003-й - годом Прокофьева. Именно в нашем трехзальном концертном комплексе можно было бы представить жизнь и творчество Прокофьева и тех музыкантов, кто шел с ним по жизни, наиболее ярко и всесторонне…

- Как будут решаться ваши проблемы финансирования? Из бюджета правительства Москвы?

- Хочу подчеркнуть: этот красавец-комплекс на все 100% строится на деньги Москвы. Но, разумеется, наша концертно-творческая деятельность одним бюджетом не обойдется. Сегодня никто не живет только из бюджета. Мы надеемся найти и спонсорскую поддержку. Однако я не разделяю мнений, что академическая музыка только убыточна. Просто правильно нужно вести хозяйство. Поэтому работа предстоит напряженная и весьма нелегкая, чтобы наладить весь этот сложный и большой организм.

- Аховая работа!

- Но мы не первые в мире должны будем это преодолеть. Хотя в Москве, в России - да, мы - первые. Вот только откроемся и тогда…

P.S. Как сообщил мне заместитель генерального директора по творчески-организационным вопросам Андрей Александрович Кургузов, Российский национальный оркестр дал свое согласие на участие в торжественном концерте-открытии под руководством дирижера Александра Лазарева, который хотел бы начать концерт с увертюры Чайковского «1812 год», а далее - ария Кутузова из оперы «Война и мир» Прокофьева и что-нибудь «хоральное» из русской музыки… Ведуться переговоры с выдающимися солистами - Евгением Нестеренко, Владимиром Спиваковым, Денисом Мацуевым, Максимом Федотовым, известными виолончелистами и иже с ними. Скоро мы узнаем их имена. Тамара Грум-Гржимайло

Используются технологии uCoz