«Самое Молодое Общество Гениев», чей лозунг – Смелость, Мысль, Образ, Глубина, а основа творчества – Сжатый Миг Отраженный Гиперболой, выпустило свой манифест. По легенде, его огласили где-то возле памятника Маяковскому …
В манифесте декларируется, что в течение трех лет СМОГ завоюет искусство …
Я не читал произведений смогистов, не видел их картин, не слушал их музыки. По моему этого добра просто еще нет… Вы пишите, что смогистов объединяет «любовь к подлинной жизни, до восемнадцатого века, нетронутой дарами цивилизации ». Вы знаете, фарцовщики, продающие старые иконы, упирают на то же самое … Все это дешевка … Ничего вы не завоюете …» (Леонид Лиходеев.«Отраженная гипербола »,фельетон.«Комсомольская правда »,20.07.65.) «Примерно в то же время,в начале 1965 года появилась новая волна молодых поэтов, пытавшихся возродить «Маяковку ». Провели несколько выступлений на площади, вновь стали распространять в самиздате свои сборники, устраивать диспуты и т.п. Называли они себя странным словом СМОГ, что расшифровывалось как «Смелость, Мысль, Образ, Глубина » или еще, «Самое Молодое Общество Гениев». Не знаю, как насчет всего остального, но смелость у них была ». (Владимир Буковский «И возвращается ветер ».) «Собралось где то полтора десятка лоботрясов, назвали себя «самым молодым обществом гениев»… Все это смешно и жалко». (Из выступления первого секретаря ЦК комсомола С.Павлова,27.06.65.) Была одна группа тогда и все на нее пальцем показывали и потешались – не как над поэтами, как над «группой », «смогисты »:ребята начали не с того, что бы стихи написать, а с того, чтобы создать литературную группу ». (Всеволод Некрасов.«Вопросы литературы »,1991,№3.) |
Если судить по официальной прессе того времени, первые шаги СМОГа особых восторгов ни у кого не вызвали. Даже те, кто благоволил к ним, высказывались настороженно… Но история литературы о них не забыла.
…Леонид Губанов и Владимир Алейников – ядро СМОГа, Аркадий Пахомов, Юрий Кублановский, Владимир Бережков, Владимир Батшев, Аркадий Агапкин и многие другие – электроны, вращающиеся каждый по своей литературной (и не только) орбите. Но для каждого из них СМОГ сохранил свою силу ядерного притяжения. Леонид Губанов и Батшев членами нашего Союза литераторов не были. Да ведь тогда не было и самого союза. Зато за остальных, мы горды, как за предтечу нашего будущего Дружества.
Впрочем, как и за СПЕКТРовцев – Ефима Друца, Елену Дунскую, Алексея Гесслера, Александра Сырова, Дмитрия Цесельчука – такой же самостийной литорганизации того времени. Но это уже отдельный разговор о том «из какого сора» (одиночек и литгрупп) вырос Союз.
Недавно в наш союз вступила вдова Л. Губанова Ирина Губанова, чем мы также имеем полное право гордиться.
Леонид Губанов умер при невыясненных до конца обстоятельствах в сентябре 1983 года, 37 лет от роду, что предсказал уже в одном из стихотворений 1964-го года и не только в нем. Провидческий дар лидера СМОГистов поразителен. Талант Губанова дал о себе знать уже в ранней юности. Литературное наследие обширно и, несмотря ни на что, постепенно начинает издаваться. При жизни были опубликованы всего 12 строк из поэмы «Полина в журнале «Юность», но и они повлекли за собой 12 статей и фельетонов в печати… Не имевший почти ничего из предметов быта и обихода, работавший то ночным сторожем, то письмоносцем, то пожарным, изведавший ужас психбольниц, Губанов жил только Поэзий.
С призраком дерзкой юности ассоциируется уход друга в стихотворении В.Алейникова памяти Леонида Губанова.
Подмосковная осень свела наугад Что им делать сейчас в этом доме пустом? Что им в сумерках надо сегодня искать, Что им надо понять в этих бреднях сырых, И тоска их тогда в одночасье пронзит – |
СМОГ выполнил свое предназначение, не исчез, а остался в недописанной еще истории литературы. И порукой тому поэты,«переболевшие» Губановым и его «Полиной», Алейниковым и его завораживающими строчками:
«Когда в провинции болеют тополя |
"Уходим в ночь от жен и денег СМОГ смог бы многое. По нраву Из мрака вынырнешь на свет, |
У Володи Алейникова за прошедшие после смерти Леонида Губанова годы (да и за предшествующие) накопился и продолжает накапливаться замечательный материал о СМОГе и смогистах. Он (материал) ждет своего часа. По нашему разумению, час х наступает. После издания вдовой Леонида – Ирой Губановой – основного массива поэтических текстов ее покойного мужа, думаем, СМОГом должны заинтересоваться всерьез. И, конечно, написанное о нем Алейниковым – должно быть издано... История отечественной литературы без этого будет неполной.
К возвращению Юры в Россию под редакцией и с предисловием Володи Алейникова в Литературно художественном агентстве «ТОЗА» вышла небольшая книжица стихотворений Кублановского «Оттиск».Чуть ли не весь Союз литераторов собрался на ее презентацию … Солженицын вернулся позднее .И тем приятнее было для всех нас, что именно Юрий Кублановский стал лауреатом Литературной премии Александра Солженицына 2003 года. Другим луареатом стала Ольга Седакова – такой же давний член Союза литераторов России, как и Юрий.
Первый председатель отделения Авторов песен Союза литераторов России. Участник Второго похода на Варшаву в мае 1990 года года Солидарности в составе делегации Союза литераторов на Всемирный славянский фестиваль совместно с Виктором Коркия, Игорем Иртеневым, Дмитрием Цесельчуком и др. Это он пел Губановскую «Эту женщину» под красным полотнищем «Солидарность » во дворе Варшавского университета. Это ему аплодировали гордые и полячки филологини:
Летом 1996 года на выступлении Союза литераторов в Орле Аркадий прочел приведенный отрывок из поэмы «Пугачев» с посвящением Л. Губанову в прямом эфире по центральному телевидению в самый разгар предвыборной борьбы второго тура президентских выборов:
А где то в дикой буре, |
Все замерли. Не иначе как вспомнили декабристов и Сенатскую площадь...
Будучи человеком независимым, никогда не состоял в литературных группах. Однако журнал «НЛО » причисляет Аркадия Агапкина к авторам, близким к легендарному СМОГу. Сам он так об этом вспоминает: «Ну, встречались, пили, читали стихи». И, как ни странно, многие ему верят, ведь удостоверения в СМОГе были самодельные, а у нас в Союзе – синие с золотыми буквами «ПРЕССА ». Не на один футбольный матч сходил по нему Аркадий. В числе незабвенных друзей Аркадия Агапкина Аркаша Пахомов и Володя Алейников, автор ярчайшего предисловия к единственной изданной книге друга.
Но мал золотник, да дорог – В 2002-ом году Аркадий стал Государственным стипендиатом России.
Это было в печально знаменитом 1968-ом, может быть,осенью,уже после ввода советских войск в Чехословакию. Какая то квартира на Комсомольском проспекте. Леня Губанов стоит на подоконнике, окно раскрыто настежь. Вышел, кажется, на спор, выпито было всеми уже много – и дешевого тогда сухого, и неизменного портвейна. Губанов стоял над людьми, над ситуацией. Глумится? Нет. Это естественное – противостояние – против или за??– за всех …
Ужаса за него – что сорвется – не помню. Нам всем по 19-25.Это сейчас ясно, что очень молодые. А тогда – все значительно: готовим революцию, против Совдепии, читаем запрещенное, собираемся на подмосковных дачах, в московских коммуналках, иногда – на очень богатых квартирах, где-то на Кутузовском, или в общежитиях... Много стихов, гитары обязательны, как и ребята с философского МГУ, впрочем, как и часто пьяно-буйные художники авангардисты. У всех «нетленка»,все гении, у всех жизнь на разрыв: выгоняют из институтов, молодые семьи распадаются, кому-то негде жить, находят полузаброшенные дачи полудрузей полузнакомых. Все ищут в своем окружении стукачей. Гэбист как ангел, где-то очень рядом, недавний друг – не стукачем ли стал?? Подозрения, «напряженка » ото всего. Всегда много вина, всегда красивые (и не очень) юные «декабристки » с ошалелыми глазами: подруг и знакомых девушек называют «старухами », себя – «стариками »,до сих пор из тех лет слышу те, особенные интонации:«привет, старик ». Высочайший накал отношений – звучание поэтического слова, готовность к лагерям и баррикадам, листовки, сочинение текстов, - все опасно. Помню, вычисляли систему проходных дворов в районе Столешникова, Петровки, Тверской (тогда – ул..Горького), чтобы можно было уйти от слежки… И в памяти, как памятник, Губанов на подоконнике.
Удивительно, но я тоже увидел Леню на подоконнике, точнее за подоконником квартиры Леши Пахомова (в СМОГ входил – Аркадий), точнее даже не Губанова, а его ботинки и икры, за которые его держали страждущие стихов почитатели. Все тело было уже там – за пределами проема.– Слава Богу, квартира на первом этаже,– помню, подумал, – хотя сломать шею, если ноги выскользнут, - пара пустяков. Когда его затащили обратно и пристроили на полу под подоконником, так что он сидел, не съезжая, опираясь спиной о стену, рот его вдруг медленно, но вполне членораздельно выплюнул:– Я чек на Ваш череп …
К этому времени многие «болели Губановым ».А я – в особо тяжелой форме. Поток сознания и все такое прочее. Пожалуй, тяжелее, чем в иные времена Хлебниковым, не говоря уж о Пастернаке и Ахматовой. От великого СМОГиста спас «Спектр » другая литгруппа того времени, где были Бокштейн со своей «дзенькающей »,а не дребезжащей пилой и ранний Головин, еще не переплывавший с мешком редиски, набранной на колхозном поле, Москву реку, чтобы торговать-раздавать ее у входа в метро …
Но многие стихи (как запомнил, таки читаю) Губанова, не отпускают до сих пор
«Одувают адалу |
А большинство из оставшихся в живых СМОГистов были, и надеюсь, остаются членами нашего Союза: Пахомов, Кублановский, Алейников, а из кругов близких – Агапкин и Бережков. Оказывается, для истории важно, кто был самым-самым. А самым-самым был он сам – Леонид Губанов – поэт свободного речевого потока. Уж он то отоварил свой чек… Во всяком случае, на мою бедную голову, уж это точно.
МОЛ, №1 (22), 2003 |