Древний Киев золотые купола. Киев - город исторически событийный - с тех самых пор, как Нестор-летописец создал свою нетленную "Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити.". А по Нестору первее всех был не Аскольд (VIII в.н.э.), чья могила и поныне красуется на крутых склонах Днепра, и даже не Кий с братьями и сестрой (V в.н.э.), в честь которого и назван город, а святой апостол Андрей Первозванный, проповедовавший христианство в Европе и Азии. Путешествуя, он задержался на берегу русской реки у подножья горы, нынче названной Старокиевской, и поставил на ней крест. А потом помолился и сказал своим ученикам: "Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет Бог".
Так оно и случилось. Стоит в объятьях благодатной природы (вот уж 15 веков!) красавец древний Киев золотые купола. Хранит христианские святыни, творения человека в часы наивысшего вдохновения. Пойдешь по Владимирской к Михайловской площади, услышишь звон 13-ти тонного колокола древнейшего храма, основанного еще ЯрославомМудрым, - "Софии Киевской" и ослепнешь от сияния куполов ее великого соседа Михайловского златоверхого собора, восстановленного в 1998 году (он был взорван динамитомв 1936-м).Азахочешь спуститься по крутейшему Андреевскому спуску из Верхнего города кПодолу, хранящему величие Киевской Руси, не пройдешь мимо элегантной, словно летящей в небеса Андреевской церкви, вдохновенного творения Бартоломея Растрелли. И тебя точно магнитом затянет в дом №13 по Андреевскому спуску литературно- мемориальный музей МихаилаБулгакова или "Дом Турбиных".Иты уже никогда не забудешь слепящий белый цвет его экспозиции, воссоздающей обстановку дома героев "Белой гвардии". А коли захочешь получить отпущение грехов, отправишься к бессмертной Киево- Печерской лавре, чтобы пройти через ее центральный вход Троицкую надвратную церковь, подобную иконостасу, заложенную еще в начале XII века. А у Трапезной положишь цветы на могилу Петра Столыпина, премьер- министра Российской империи, павшего от пули террориста в 1911 году. Именно здесь, в Киево-Печерской лавре, жил и творил гениальный монах Нестор- летописец. Святые мощи его и ныне покоятся в Ближних пещерах лавры, а задумчивый имудрый лик его на фресках Виктора Васнецова невольно притягивает взоры посетителей Владимирского собора. В этом торжественном, солнечного цвета соборе, воздвигнутом в 1862 году в память святого князя Владимира- крестителя, праздновали тысячелетие крещения Руси.
Музыканту, попадающему в современную столицу Украины, так и слышится эта идущая из глубины веков золотая симфония колоколов Киева, "матери городов русских". И невольно вспоминается пронзительная колокольность музыки Рахманинова, выразившая, кажется, самые глубокие духовные движения русской души. Кстати, Сергей Васильевич в свое время много концертировал в Киеве. В 1911-м, 1914-ми в 1915-м годах он пережил здесь звездные мгновения успеха, исполняя свои грандиозные Второй и Третий фортепианные концерты с оркестром. Его партнерами были известные русские дирижеры - Лев Штейнберг и Сергей Кусевицкий.
Прошедшей осенью на Киев вновь обрушились колокольные "набаты" концертов Рахманинова и другая, лучшая в мире фортепианная классика. Древний город вновь явил свою "историческую событийность" и принял VI Международный музыкальный фестиваль "Владимир Крайнев приглашает.", посвященный 100-летию Владимира Горовица знаменитого киевлянина, друга Рахманинова, крупнейшего пианиста-виртуоза ХХ века.
Каждый раз, когда акцию возглавляет Владимир Крайнев, рядом с ним - его ученики. Он всегда в окружении музыкальной молодежи с тех пор, как его класс в Ганновере, его конкурс юных пианистов в Харькове и знаменитые "мастеркурсы" во многих странах мира обрели весьма лестную репутацию. Так было и в Киеве. Слетелись музыканты из Франции, Германии, Японии, Китая, России, городов Украины. Группу учеников Крайнева дополнили победители его харьковского конкурса и киевского конкурса имени Горовица. А торжественное название фестиваля .Парад пианистов планеты. в значительной мере было оправдано выступлениями таких известных пианистов, как японка Аяка Уехара (золотой призер XII Конкурса Чайковского) и француз Мишель Дальберто (победитель международных конкурсов 70-х годов в Лидсе и Монтре, "наследник" традиций Альфреда Корто). Словом, Европа и Азия смотрелись и "слышались" в столице Украины, как единая музыкальная Евразия, с героями . "лицом не общим выраженья".
Особые краски в концерты киевского фестиваля внесли, например, болгары . фортепианный дуэт Аглика Генова и Любен Димитров, блестящие ученики ганноверской школы Крайнева, ставшие героями трех вечеров. Они выступили со Второй сюитой для двух фортепиано Рахманинова (в мемориальном концерте, посвященном 130-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти русского композитора), играли двойной фортепианный концерт Моцарта №10 в финале и дали отдельную многокрасочную сольную программу, завершившуюся настоящим шедевром Вальсом Равеля, хореографической поэмой для двух фортепиано в авторском варианте. Лауреаты пяти первых премий международных конкурсов, болгарские пианисты явили истинные образцы профессионализма, утонченного творчества в ансамбле. Вот уже тринадцать лет они работают вмес те, и это знаменательное тринадцатиле тие они отмечали именно в Киеве, а за однои.предстоящуюсвадьбу!Когда их спрашиваешь, что главное они получили от "школыКрайнева", слышишь в ответ: "Энергетику! Энергетику творчества".
А открывали "Парад пианистов" другие "евразийские" герои, два лауреата конкурсов Крайнева-Горовица: 14- летний Ноги Нария (Япония) и 20- летний Дмитрий Онищенко (Украина) лауреат еще пятой премии XII Конкурса Чайковского. Звучали концерты для фортепиано Шопена (№1 ми-минор) и Брамса (№1 ре-минор) в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под управлением темпераментного Владимира Сиренко. Это был впечатляющий контраст: изысканная, тонко прописанная шопеновская фраза у Ноги Нария и вулканическая экспрессия, драматизм grand-стиля в пианизме Дмитрия Онищенко. Впрочем, эту стилистику диктовала сама музыкаШопенаи Брамса, всегда предъявляющая высшие требования к пианистам- профессионалам. Жаль, что Дмитрий Онищенко так быстро покинул фестиваль спешил на свои концерты во ФранциииАнглии.Аюного НогиНарию мы услышали на фестивале еще раз в сольной программе, где он, блеснув крепкой фортепианной техникой, исполнил несколько пьес Листа и РодионаЩедрина.
Когда киевские журналисты просили Владимира Крайнева назвать своих наиболее успешных, знаменитых учеников, он называл чаще всего три имени: Игорь Четуев, Денис Прощаев, Илья Рашковский. Эти три студента ганноверской Hoсhschule и стали, действительно, любимцами киевского фестиваля памяти Горовица.
Лауреат девяти престижных международных конкурсов 25-летний Денис Прощаев (Украина) запомнился, как фантастический виртуоз, яркий исполнитель Первого концерта для фортепиано Прокофьева. Он был абсолютно адекватен авторскому голосу молодого композитора-реформатора, с его солнечным неоклассицизмом, наступательными ритмами и культом звука a la "битое стекло".
Ошеломляющийуспех выпал на долю 19-летнего Ильи Рашковского (Россия) единственного из молодых участников фестиваля исполнившего два фортепианных концерта Второй Рахманинова и Пятый Прокофьева в сопровождении двух разных симфонических оркестров. И если в Рахманинове Рашковский показался настоящим романтическим героем сверхчувственной мелодрамы, то в Прокофьеве - беспощадно-дерзким бойцом на клавишном ринге, где побеждают суперскорости, супермощь ударов железных пальцев и рук. И при этом бездна иронии и чисто прокофьевского пианистического шарма. Не случайно Илья Рашковский, недавно завоевавшийвторуюпремиюна конкурсе имени Маргариты Лонг в Париже, так полюбился французам.
Третий из прославленных "крайневцев", 23-летний Игорь Четуев (Украина) отверг всякое выигрышное концертирование с оркестрами и предложил вниманию публики весьма строгую, глубоко продуманную сольную программу из произведений Баха и Шуберта. Зал слушал, затаив дыхание, невольно вспоминая гипнотическое музицирование Святослава Рихтера, так любившего "божественные длинноты" Сонаты Шуберта до-минор. Но весь эффект был в конце. Три этюда Скрябина из любимого репертуара Владимира Горовца, сыгранные на "бис", стали настоящим триумфом молодого пианиста, который успел полюбиться публикеивдругих, самых неожиданных испостасях: например,.. переводчика. Дело в том, что опекаемый Игорем французский пианист Мишель Дальберто - личность, бесспорно, самая интригующая на фестивале - вздумал заняться "ликбезом" и выступить перед публикой с рассказом о французском композиторе Габриэле Форе, чью музыку (в частности, оригиальный Ноктюрн) он исполнял. Переводил эту "лекцию" Игорь Четуев, участвовавший в концерте и как ансамблист (играл с Мишелем Вариации для фортепиано Шуберта в 4 руки). Откровенно говоря, француз не выглядел абсолютным триумфаторомна этом фестивале. Ему не удалось переиграть молодых виртуозов "крайневской" школы. Его интерпретации порой выглядели абстрактными эскизами неясных проектов. А сама эстетская манера салонного наигрывания эдакого "любимца муз" превращала, например, Шумана в плохого Скрябина, а Равеля в иллюстрации к эспериментам над фортепианным туше. Впрочем, своебразный звуковой мир французского пианиста, бесспорно, неординарного музыканта, дарил слушателям и яркие художественные впечатления.Кпримеру, после исполнения (отнюдь не мечтательного!) Четвертого фортепианного концерта Рахманинова с оркестром, Дальберто вдруг сыграл на "бис" Поэму Скрябина (соч.69) совершенно мечтательно, увлекая слух публики в прозрачный космос своего "авторского" звукотворения.
Итак, Мишель Дальберто выступил и с сольным концертом, и с оркестром. Подобную же привилегию получила на фестивале и Аяка Уехара. И, нужно сказать, все сомнения в справедливости присуждения ей первой премии Конкурса Чайковского - здесь, в Киеве, были похоронены окончательно. Уехара предстала перед взыскательной публикой, как своего рода идеальный музыкант-виртуоз, с живым, ежесекундно творящим голосом, тонкой ритмикой, безупречнымвладением всеми стилями. Ее Моцарт, Рахманинов, Шопен были завораживающе интересны и художественно значительны, полны красочных образов и неожиданных драматургических находок. А второе отделение сольного концерта Уехары, целиком (включая три "биса") посвященное музыке Чайковского, стало своеобразным подвигом пианистки. Не случайно японка называет себя представителем лучшей русской исполнительской школы Генриха Нейгауза (более десяти лет она училась у "нейгаузовки" Веры Горностаевой).
В самом финале фестиваля вдруг "прорезался" еще один фортепианный дуэт, и состоялась единственная, можно сказать, сенсационная премьера. Московский композитор Александр Чайковский (кстати, пианист школы Нейгауза) исполнил вместе с Натальей Мельниковой (профессором Харьковского института искусств) свой интересный трехчастный Концерт для двух фортепиано с оркестром в сопровождении Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины, руководимого ярким музыкантом - дирижером Николаем Дядюрой.
Но разве возможен "Парад пианистов планеты" без Крайнева? Организатор и движущая сила "Парада", он принес на алтарь своего фестиваля все разновидности своей артистической профессии. В концерте памяти Рахманинова он выступил как ансамблист, исполнив с прилетевшим из Москвы Александром Рудиным Сонату для виолончели и фортепиано.Спевицей Натальей Ерасовой (меццо-сопрано) Крайнев выступил в роли концертмейстера. Целое отделение концерта было посвящено романсам Рахманинова, изысканно подобранным и исполненным с подлинным артистическим вдохновением.
Но главный конек Крайнева сольное фортапиано был "запущен" в самую гущу виртуозного концертирования молодых пианистов. Вечер, посвященный 50-летию со дня смерти Прокофьева, где играли его победительные "гардемарины" Прощаев и Рашковский, Владимир Крайнев закончил грандиозным Вторым концертом для фортепиано с оркестром (дирижировал Владимир Сиренко) одной из самых мощных своих интерпретаций. А последними звуками фестиваля стал другой впечатляющий плод крайневского "романа" с фортепианной классикой ХХ века Первый концерт для фортепиано и трубы Шостаковича, исполненный в живейшем диалоге с филармоническим оркестром и дирижером Николаем Дядюрой (солировал на трубе Владимир Сницаренко).
Успеху фестиваля, бесспорно, способствовала вся обстановка и праздничный вид Колонного зала Национальной филармонии Украины, с волшебной акустикой его резонирующих колонн, с красотой его классической архитектуры чудесами реставрации 1996 года. С тех пор и проводит в Киеве свои ежегодные фестивали пианист Владимир Крайнев, лауреат Государственной премии 2002 года. А музыкальная Москва ежегодно дарит меломанам целый абонемент концертов с аналогичным названием "Владимир Крайнев приглашает.". Нынешний цикл, посвященный 60-летию маэстро, завершился торжественным концертом в Большом залеМосковской консерватории 3 апреля 2004 года. Играли юные и уже прославленные лауреаты харьковского конкурса Владимира Крайнева и сам пианист- юбиляр со своими лучшими учениками на двух роялях с оркестром.
МОЛ, №1 (24), 2004 |