Из толкового словаря
живого великорусского языка
Владимира Даля:
купавна пышная, гордая красава.
Знаменитый приключенческий роман Роберта Штильмарка "Наследник из Калькутты" был написан в сталинских лагерях. Поначалу авторов у этой книги было двое: "бугор" Василий Павлович Василевский, под опекой которого второй, а на самом деле первый и единственный, автор Роберт Александрович Штильмарк, писал свою приключенческую прозу "за колючкой".
Получив гонорар за издание "Наследника", писатель купил дом в Купавне. Друзья приезжали к нему и зимой, и летом, в том числе и "друзья по несчастью" Игнатий Шефильд и Юрий Домбровский, такие же, как и Р. Штильмарк, бывшие узники ГУЛАГа. На Новый год заказывались тройки с бубенцами из ближнего села Полтева. Шефильд писал о Купавне в своих воспоминаниях: "В 1963-м я приехал в Москву, и мы с Юрием Осиповичем Домбровским (будущим автором "Факультета забытых вещей") решили навестить Роберта, "товарища по музам и судьбам", как говорил Юрий. По горьковской железной дороге мы доехали до станции Купавна, где у Роберта уютная дача.
Когда уже было много съедено и еще больше выпито, я обратился к хозяину с просьбой показать Юрию свою литературную реликвию рукопись "Наследника из Калькутты".
Роберт сразу погрустнел, развел руками и тихо сказал: "Да у меня ее нет".
Дом по улице Гоголя, 2 мог бы получить статус памятника истории культуры. К нему можно было бы "прибить" мемориальную доску, с упоминанием тех, кто здесь побывал. Сейчас двухэтажный деревянный дом окружен разновременными пристройками: то вдруг сказочная башенка выглянет, то одно крылечко покажется, то другое, как будто из разных жизней выглядывают.
Купавна 13-я станция на знаменитом, благодаря Веничке Ерофееву, железнодорожном отрезке "Москва Петушки", начинающемуся от Курского вокзала и продолжающемуся благодатной творческой прямой нижегородского направления. Сочинялись на этом направлении стихи и проза, пьесы и философские эссе, объявлялись литературные герои с трагическими наклонностями (например, Анна Каренина бросилась под поезд на станции Обираловка). Возможно, эти трагические флюиды достигли и Октябрьской улицы в Купавне, и в небольшой мастерской у известного художника Николая Гладкова-Поднебесного родились такие строки:
"Стою на глянцевом паркете, |
Здесь же, в Купавне, в начале перестроечных лет был возобновлен литератором Андреем Красильниковым журнал "Отечественные записки", в котором он опубликовал главы еще одного романа Роберта Штильмарка "Горсть света".
С малолетства посещал дом Роберта Штильмарка тогда еще не главный редактор МОЛа Дмитрий Цесельчук, который фактически и начал, еще с дошкольного возраста, свой тернистый путь поэта именно в Купавне. Он постоянно подвергался купавенским литературным флюидам, а, став профессиональным литератором, сам стал оказывать неистребимое литературное влияние на все, что его окружает. Так родилась газета "МОЛ" на базе Союза литераторов России.
Два года назад в газете была опубликована статья Феликса Штильмарка, старшего сына Роберта Александровича. Он, в частности, писал, как после бесконечных хождений по весьма специфическим учреждениям в поисках рукописи, ему неожиданно повезло. Майор культурно-воспитательного отдела ГУЛАГа, по предъявлению Ф. Штильмарком двух доверенностей от "авторов", которыми юноша заблаговременно запасся, выдал "...три довольно толстых синих тома и такую же синюю папку с картой. Тома были составлены из сшитых вместе общих ученических тетрадок, сплошь исписанных от руки чернилами. На форзаце первого тома был рукописный портрет очень волевого мужчины с пронизывающим стальным взором. Это и был Василевский, фамилия которого была написана крупными буквами тушью, а ниже ее, очевидно позднее, было приписано фиолетовыми чернилами Р.А. Штильмарк".
И надо же было такому случиться: в канун Рождества, в Купавне, на улице Гоголя, в доме Роберта Штильмарка внук "Наследника из Калькутты" молодой человек с загадочным именем Елисей протянул главреду простенького вида тетрадку в дерматиновой обложке. Елисей сидел рядом с роялем, у его ног расположились два кота. Овидий и Гораций. Они внимательно слушали беседу и с некоторым укором поглядывали на главного редактора.
Придя домой, Дмитрий раскрыл дермантиновую тетрадочку и прочитал...
(Продолжение следует)
МОЛ, №1 (24), 2004 |