Биушкина 2-2004

Мария Биушкина

Сведения о мордве и формировании мордовских народов -
эрзи и мокши.

На уроках истории и народоведения учащиеся часто задают вопросы, касающиеся происхождения своего народа, возникновения разных его этносов, сходстве и различии их языков, культуры, традиций и обычаев. Помочь учителю ответить на них - основная задача этих кратких заметок. Россия - многонациональное государство. Она богата многоцветьем культур населяющих её народов, корни которых уходят в глубь веков. О древнейших периодах существования любого народа мы узнаем по археологическим раскопкам, существующему языку, традиционным обычаям и обрядам, фольклору и другим специфическим признакам самобытности, сохранившихся у представителей народов до наших дней. Так, по археологическим памятникам ученые смогли определить, например, начало формирования древней мордвы из общего пранарода урало-алтайской группы.

В начале мы рекомендуем обратить внимание школьников на данные археологических раскопок по истории финно-угров. По мнению большинства исследователей, древнейшей родиной племен уральской языковой общности являются Приуралье и Зауралье. Считается, что древние финно-угры расселились здесь к концу эпохи мезолита, примерно 7-10 тысяч лет назад, т. е. ещё до периода неолита (V-III тысячелетия до н.э.) Этот период относится ко времени существования очень древнего человека, когда в этих местах бродили мамонты и носороги, о существовании которых на территории расселения финно-угров свидетельствуют многочисленные находки бивней мамонтов и останков носорогов. Короче - это была эпоха существования древнейшего человека.

Археологические раскопки указывают на наличие у человека этого периода изделий из кремня, соответствующим образом подобранного и обработанного для быта древнего человека, для охоты и защиты от врагов. Множество таких памятников обнаружено на территории Мордовии и в других регионах. Уже в период неолита люди научились изготавливать наконечники стрел и глиняную посуду, рыболовную снасть и домашнюю утварь. Ученые считают, что в Среднем Поволжье и Прикамье проживали древние финно-угорские племена, которые они относят к племенам волго-камской культуры. На западе они достигали бассейнов рек Сура и Мокша. Племена, жившие в конце IV-III тысячелетия до н. э. ученые относят к балахнинской культуре. Следует, однако, отметить, что языковую принадлежность племен этого периода установить довольно трудно. С наступлением бронзового века (примерно 3-4 тысячи лет назад) местные племена начинают использовать металлические орудия - медные и бронзовые. Племена, жившие в ту эпоху, ученые относят к волосовской культуре. Они стали основой для формирования финно-угорских племен, которые занимали территорию от реки Камы до верховий р. Волги. Это были уже скотоводческие племена, которые в дальнейшем стали заниматься земледелием, перенимая навыки производства от древнебалтийских племен. Ученые относят их к началу II тысячелетия, т. е. к фатьяновской культуре - ко времени смены матриархата патриархатом. Начало I тысячелетия до н. э, называют периодом поздняковской культуры, когда стало применяться железо. С VIII в. до н. э. на обширных пространствах западной части Среднего Поволжья четко определяется проживание финно-угорских племен, которые ученые относят к городецкой культуре. На это следует обратить особое внимание, ибо именно из городецкой культуры выделяются группы племен, в том числе и мордва. Ученые доказали генетическую связь между городецкими и древне мордовскими племенами. Свидетельством могут служить археологические раскопки, где обнаружены предметы, характерные для древней мордвы.

Возникает вопрос: Как и когда стала складываться древне мордовская культура? Ученые доказали, что представители городецкой культуры мало, чем отличались от культуры древне мордовской. Об этом свидетельствуют раскопки Андреевского кургана (Большеигнатовский район РМ). Там обнаружены чисто мордовские украшения: сюлгамы, застежки, гривны, а также глиняная посуда, имеющая сходство с городецкой. Что касается дальнейшего расселения древне мордовских племен, то доказано, что в I-IV в. н. э. они занимали обширную территорию в междуречье Цны, Оки и Суры. Это подтверждается многими памятниками, которые можно увидеть на карте археологических могильников мордвы.

Возможно, что в бассейне Средней Оки проживали племена, по своему происхождению, материальной культуре и языку близкие к древне мордовским - мордве или мещере, которые сейчас исчезли. Они могли ассимилироваться позднее с мордвой или другими финно-уграми.

С IV века происходит дальнейшее изменение территории расселения древне мордовских племен. В IV-VII в.в. н.э. мордовские поселения появляются на правобережье Волги между устьями рек Суры и Оки, другие группы устремляются в бассейн Нижней Оки, где формируют культуру так называемой муромы, родственной мордве племени. С VIII в. до монголо-татарского нашествия мордва занимала обширную территорию междуречья Оки, Цны, Суры. В 1 тысячелетии к мордовским землям вышли славянские и прибалтийские племена, которые стали вместе осваивать природные богатства и разрабатывать новые способы производства материальных благ. С ХII века начинается активная русская колонизация мордовских земель, появляются русские города Кадом, Н-Новгород и другие русские поселения. В то время у мордвы появились довольно влиятельные князья : Пургас и Пуреш. По данным ученых, между ними шла борьба за объединение мордовских земель, однако, после завоевания мордовских земель Юрием Долгоруким, а также в период похода Ивана Грозного на Казань, часть мордвы стала покидать свои земли и двинулась на юг и восток к Волге. Остальные после христианизации стали платить подати русским князьям, по соседству с ними селились русские поселенцы.

Итак, формирование древней мордвы, как уже говорилось, началось в рамках городецкой культуры в VIII-VII в.в. до н. э. в западной части Среднего Поволжья и Средней Оки. В I-III в.в. н. э. происходило возникновение отдельных этнических групп, в том числе и древней мордвы. Население, проживавшее на указанной территории, характеризовалось общностью происхождения от городецких племен. На это указывают многочисленные одинаковые находки украшений-- подвесок, блях, пронизок в археологических раскопках, которые являются прототипами ряда украшений древне мордовских и других родственных им племен, но все же отличавшихся от культур прикамских финно-угорских племен.

К середине VI в. нашей эры относятся первые, наиболее ранние письменные сведения о мордве. Готский историк Иордан упоминает среди племен, плативших дань готскому королю Германариху, народ мордва--mordens. А в Х веке византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении упоминает о стране "Mordia", удаленной от страны печенегов на десять дней пути.

Позднее этноним "мордва" начинает встречаться в русских летописях и трудах иностранных путешественников. Следует отметить, что в первое время этот этноним относился к кругу этнических названий финно-угров вообще. Если сравнить корни слов мере, мари, удмурты, мурома, мордва, берущие начало от слова "mordens", то можно убедиться в этом. Оно же ассоциируется с мордовским словом "мирде"- муж, и с персидским словом "мурт"- мужчина. С течением времени это слово закрепилось как этноним народа--мордвы, хотя у эрзи до сих пор сохранилось самоназвание-эрзя, а у мокши- мокша . В связи с этим неизбежно возникает вопрос: являются ли эрзя и мокша одним или разными народами?

До сих пор у ученых нет единого ответа на этот вопрос. Видный русский лингвист Б. А. Серебренников утверждал, что разделение языков (эрзянского и мокшанского) произошло не более, чем полторы тысячи лет назад. Иными словами, некогда мордовский народ был единым, а выделению из него эрзи и мокши способствовало их передвижение соответственно в северном и южном направлениях. Однако единого мнения ученых по этому вопросу нет. В первой половине II тысячелетия в письменных источниках все чаще встречается упоминания о мокше и эрзе в отдельности. Так, один из фламандских путешественников Г. Ребук (13 в.) отличает среди народов, проживавших к северу от Дона народ "моксель", венецианец И. Барборо писал о "моксах" (Moxia). По-видимому, здесь речь идет о мокше. В письме хазарского кагана Иосифа встречается сообщение о народе "арису", платившему ему дань. Скорей всего он имел в виду эрзю. В последующих исторических документах также встречаются упоминания об эрзянах ("арджаны") и мокше ("мокша"). На культуру мордвы ( и эрзи и мокши), безусловно, оказывали влияние и тюркские( главным образом кочевые племена, совершавшие набеги на мордву, о чем говорится в мордовском фольклоре, народных песнях, плачах и причитаниях).

В дальнейшем начинается уже другая эпоха--заселение мордовских земель русскими крестьянами и служилыми людьми. Этот период известен как период колонизации, организации засечных слобод, устройства крепостных сооружений--рвов, валов и крепостей в целях защиты русского государства от кочевников и монголо-татарских захватчиков. Российское государство раздавало мордовские земли помещикам, князьям, а также крупным монастырям. Усиливался крепостной гнет, что обусловило обострение классовых противоречий в ХV-ХV! в.в. Так, мордва. наряду с другими народами Поволжья, приняла широкое участие в крестьянских войнах под руководством И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева, где появились и свои национальные герои - Алена Темниковская, Мурзакайка и другие.

Часто выступления мордовского населения были направлены против христианизации населения, придерживавшегося язычества. Известно, что до христианизации в Западной Европе большинство её населения были язычниками, т. е. они обожествляли явления, силы и процессы природы. У византийцев и римлян, и других народов Европы было множество богов и божеств. Мордва--язычники тоже обожествляли и Солнце, и Ветер, и Землю, и Небо. Был у них и Нишкепаз (Бог жизни) и Верепаз (Верховный бог) и Масторпаз (Бог земли). Такие же боги были у удмуртов и марийцев, кстати, у многих из них языческие божества сохранились до сих пор. Культ язычества сохранился также среди некоторых мордовских поселений (В Большеигнатовском районе РМ и Лукояновском Н-Новгородской области, в горных районах Сибая в Башкирии).

В последние годы мордва- эрзя также восстанавливают эрзянские святилища--мольбища "керемети", которые ставят своей целью "возрождение духовности народа, его религиозной философии на примере древнего культового памятника". Самые крупные культовые памятники находились в дубовых лесах, а также в деревенских рощах -"Репешти", в которых происходили сельские моленья-- "Велень озкст". Другим видом культовых памятников были мары, или земляные курганы, которые засыпались землей, привезенной молящимися с родной стороны. Впоследствии такой курган - мар, созданный руками многих людей, становился местом поклонения богам и дубам- покровителям.

Следует отметить, что христианизация, хотя и была насильственной и прошлась по мордве и другим народам "огнем и мечом", тем не менее, некоторые так называемые льготы для крещеных все-таки активизировали процесс христианизации. В крупных русских населенных пунктах стали строиться церкви, куда привлекались и мордва. В дальнейшем стали строиться церкви и в мордовских селах. Правда, в большинстве они были деревянные и часто горели. Поэтому редко, где сохранились деревянные церкви. Способствовали проникновению христианства и сближение христианских и языческих обрядов. Так, христианский праздник Пасха стал праздником общим, под названием Инечи ("Большой День"). а языческий праздник "Мастя"("Масленица") стал также праздником христианским.

В 17-18 вв. шло активное заселение мордовских земель русскими. Стали появляться мордовско - русские поселения. По мере усиления проникновения русских помещиков на эти земли, мордва оттеснялись к лесным массивам из ранее уже обработанных пахотных земель. Это заставляло мордву искать новые земли, еще никем не освоенные. Репрессии и насильственная христианизация приводили к тому, что крестьяне стали уходить из исторических мест своего поселения. Такие земли были на территориях к югу и к востоку от исконных мордовских мест обитания. Поэтому мордва устремлялась в Саратовский край и Заволжье, Оренбургские и Башкирские степи. Уже к началу 17 века стали возникать мордовские поселения вокруг Балашова, Бугуруслана, Бугульмы, Оренбурга и Самары, вдоль р. Кинель. В результате этого там возникли крупные мордовские поселения, как Фёдоровка и близлежащие сёла - В. Алаштан, Булякай, Н. Алаштан, Садовка и Макаровка в Уфимской губернии. Большое количество поселений возникло в Оренбуржье и Самарской губернии: Большой Толкай, Малый Толкай, населенные пункты вокруг Бугуруслана и Бугульмы, по р. Кинель и т. д. Численность мордовского населения в этих краях в ХIХ веке достигла почти миллиона человек--по переписи 1897 г.--988,6 тысяч человек. А в Оренбургской и Уфимской губерниях численность населения увеличилась соответственно на 326,7 и 273 %. Наоборот, население Нижегородской губернии уменьшилось за это время на 27,8 %. (Таблица 1. Расселение мордвы в 1859-1894 г.г.//"Мордва"- Саранск, 1981)

Переселившаяся мордва (эрзя и мокша) в новых местах расселения придерживалась общинных традиций, которые характеризовались большой устойчивостью и были направлены на взаимовыручку и взаимопомощь друг другу. При этом эрзя и мокша селились поблизости, например, В. Алаштан (эрзя) и Булякай (мокша), Алёшкино (эрзя) и Кузьминовка (мокша), а в некоторых случаях - эрзя и мокша селились вместе ( с. Ардатово в Южной Башкирии). Мордовское население в Заволжье после переселения мордвы в конце прошлого века составляло около 75%. Как ни странно, но переселившаяся мордва стремилась сохранить свои обычаи, культуру и обряды и на новых местах. И кажется, они преуспели в этом. Так, у интегрированной мордвы свадебные обряды сохранились в наиболее первозданном, самобытном виде там, в Заволжье. Именно эту эрзянскую самобытность раскрыл в своей поэме "Ульяна Сосновская", написанной на русском языке, поэт Дмитрий Морской, на материале эрзянских обычаев и обрядов.

Как не покажется удивительным, но как раз в перечисленных выше регионах мордва сохраняют все элементы своего исторического быта и культуры, которые так быстро исчезают на территории, где она считается титульной нацией, а именно в Республике Мордовия.


МОЛ, №2 (25), 2004
Используются технологии uCoz