Слова «Вектор взгляда», взятые мною из книги Татьяны Кайсаровой «Синий дождь», как мне показалось, определяют содержание ее поэтического сборника. Взгляд поэта, как луч магического кристалла, пронизывает все сущее - сферу жизни человека, его деяния и чувства, движение мысли и состояние души.
Гимном «всесильному» слову, готовому «к сотворению вечных истин», открывается сборник поэта, в устах которого Слово - это «истинный Бог», «самый дивный подарок небес». И здесь совсем не случайно вспоминается библейское: «В начале было Слово…»
Мое знакомство с поэзией Татьяны Мартиновны Кайсаровой началось со стихотворения «Прощание с осенью», опубликованного больше года назад в ноябрьском номере газеты «Московский университет» и удивившего свежестью рифмы и необычностью сравнений. Сейчас у меня в руках новая книга поэта. А перед этим выходили еще две - «Все ещё сбудется» (1997) и «Качнулось равновесие времен» (2001), но университетскому читателю Татьяна Кайсарова известна как ведущая постоянной рубрики - «Поэты МГУ». Теперь настало время сказать и о ней самой, точнее, о ее стихах, в которых все оживает «незримой силой слов, стремленьем мысли к истинному свету».
А мысль поэта чаще всего устремлена в Вечность как мир высших ценностей и глубоких смыслов - ипостаси ее безграничны. Вечность здесь и как Космос, и как атрибут Бога; есть даже «дряхлая» Вечность, но усматривается в ней и нечто всечеловеческое и всевременное; и Вечность даже как расстояние, несоизмеримость которого между двумя понятиями четко ощущается в словах:
«…до Судьбы всего лишь поворот и Вечность до притихшего прибоя». Сам поэт с тайной надеждой признается: «Приобщиться к Вечности не поздно, Лишь бы прикоснуться довелось». |
Поэтому так важно для любого человека уяснить, что Вечность «дарует нам возможность на лучший миг и верный шаг», - вот только бы не ошибиться в выборе! Только бы не ошибиться…
Судьбы мира и человека автор сборника чаще рассматривает в эсхатологической перспективе: нынешнее тревожное время заставляет задуматься, что ожидает нас в конце туннеля - свет или что-то непостижимое: "пугает неизбежность и нелепость странного конца". Эсхатологические мотивы не покидают поэта даже тогда, когда появляются светлые строки о музыке любви "за пределами всех измерений", о радости предстоящих встреч, когда забывается том, что "под луной ничто не вечно", ибо "за ожиданием беспечным стоят, как сестры, Жизнь и Смерть". Но вряд ли стоит страшиться "лика черной смерти", если человек, уходя в Вечность, оставляет на Земле свой след.
В центре внимания Т. Кайсаровой всегда человек с его неразлучной спутницей – Судьбой. А Судьба, как представляется поэту, это прежде всего одиночество: одиночество человека в толпе, где он, "как звезда, одинок; одиночество духа "в праздном шуме"; "выпила до дна" одиночество и наша Россия, да стоит ли этому удивляться: "Сам Господь одинок в небесах". И когда поэт неожиданно восклицает "Мы баловни судьбы!" – сразу же, как бы упреждая возможные вопросы, поясняет: "Жизнь не уйдет, и будут мысли живы… А мы еще взойдем!" Как знать! Вдруг случиться так, что мы останемся "вечно в "зале ожиданья ", как чьи-то сумки на полу…": "Здесь судьбы, как ветвей сплетенье, ложатся вкось, внахлест, вразброд…" Но это, пожалуй, закономерно – при людской неприкаянности и непредсказуемости событий поэтому и несемся мы в неизвестное, "то кровью, то славой омыты". Поэт хочет надеяться, что "отыщется выход", приходится лишь сожалеть что "невидимое время то мчится мимо", то "летит в никуда". И все же верится, что "мы еще взойдем!" – эти слова рефреном звучат в оптимистическом стихотворении "Мы". Несомненное достоинство поэзии Татьяны Кайсаровой – свободная ориентация в культурном пространстве: недаром "мудрость истин древних книг наш ум давно уже постиг". Философская направленность ее поэзии полной глубоких раздумий о реалиях жизни человека и страны, заставляет нас вновь возвращаться к прочитанному. Любая тема подвластна ее поэтическому слову. Чуткий слух улавливает не просто звуки – "Я слышу, как Муза поет". Метафоричность строк, обращенных к музе, отражает присущий поэзии Татьяны Кайсаровой стиль:
"Замкну дорогу в круг, Сверну в рулон пространство И брошу время россыпью в песок… Тут мешкать недосуг, Коль знаешь, что удастся Услышать Музы тонкий голосок" |
И Муза явно благоволит поэту: даже словосочетание " катаклаза скрежет", к которому не просто подобрать благозвучную рифму, вписывается в поэтическую канву:
«До смены века считанные дни. Слышнее катаклаза жуткий скрежет, Как будто бы стекло ножами режет Безумный кто-то… Кто зажег огни, Чтоб век не просчитался при посадке?…» |
Природа – во всех стихах, без исключения, - живое существо, наделенное разнообразными человеческими чувствами, с их извечным противостоянием. Один только пример:
«Степь ночная окликнула Космос,
Но другая звезда засияла, |
В стихах Татьяны Кайсаровой проявился особый дар – умение запечатлеть тончайшие оттенки состояний человеческой души. Именно отсюда и полная слиянность поэта с природой; и целая гамма настроений в описании сменяющих друг друга времен года; и целомудренность в проявлении чувств любви и нежности - они как блики зарниц, отражающиеся в водной глади темной ночью; идиллическая картина семьи – почти как в "Песне о себе" Уолта Уитмена; здесь и иронические, но отнюдь не веселые зарисовки в "диалоге" задиристого петуха со старым скептиком – видавшим виды скрипучим забором; сюда же можно отнести и замечание поэта: "Так тень от Домского собора надеется собором стать" – из грустного стихотворения о разлуке…
Впечатления бесконечно разнообразны: поэт нанизывает одно наблюдение за другим, ведет читателя через калейдоскоп жизни, через "тревогой напоенной пространство"; но даже там, где поэт говорит о неизбежности конца жизни, - он видит в нем "начало всех начал". Нельзя не отметить гражданственность позиции автора – она пронизывает каждую строку не только стихотворения "До смены века считанные дни", с его трагическим мироощущением, в котором уже невозможно, даже если бы и захотелось, "найти былое "Я"; и "плавное падение звезды" здесь – не всегда к осуществлению загаданного счастья: ведь "где – то тихо падает звезда, чтоб лечь на крест литой табличкой меди"… Поэтическое слово Татьяны Кайсарвой несет "огромный энергетический и нравственный заряд", и для нее так важно, чтобы человек не только постоянно ощущал "мерцание времени у жизни за плечами", но и видел, как "от счастья смеется звезда". Несомненно, читателю захочется продолжить общение с поэтом, ибо
"Где-то там, в пространстве безграничном, Осталось все, чего не видит взгляд, - И мысли беспокойные летят Туда легко, стремительно, привольно… " |
По всей вероятности, все найденное и уловленное в этом необозримом пространстве уже войдет в новую книгу стихов и станет отзвуком нашего времени. У Татьяны Кайсаровой все еще впереди: ведь "главная не найдена строка"…
( Газета Московский университет № 37 (4098) 2004 октябрь)
МОЛ, №6 (29), 2004 |