Давно известно: творческие умы, наделенные продуктивным воображением, опережают время. Создавая новые формы духовной продукции, они программируют и некий новый тип бытования художественных ценностей, а значит и новый стиль отношений между творцом и обществом. Это особенно важно для сегодняшней «постперестроечной» России, ввергнутой в стихию поисков и реформ во всех сферах жизни: от государственно-правовых и социальных до нравственно-этических и театрально-музыкальных… И что же выясняется? Пока политики спорят о путях объединения людей и земель бескрайней России, музыканты уже реализуют свои новые объединительные идеи в конкретных акциях. Вдуматься только: 38 городов (от Астрахани до Петрозаводска, от Майкопа и Белгорода до Якутска и Ханты-Мансийска), 92 концерта, 75 оркестров и хоровых коллективов, свыше 130 солистов включились осенью 2004 года в беспрецедентный по масштабам Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – 2004», организованный одноименной газетой и проводимый совместно с ведущими филармониями, музыкальными театрами и учебными заведениями страны. Совершенно очевидно, что ни одна из приоритетных общероссийских газет не могла бы отметить свое 15-летие подобной по масштабу музыкально-просветительской акцией. Существенная особенность движения фестваля по стране: его беспрецедентный творческий и информационный статус обеспчивают предшествующие концертам пресс-конференции и объедтненная афиша всего фестиваля.
В своем приветствии фестивалю министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов пишет: " Мне очень близки идеи просветительства, которые положены в фундамент этого фестиваля и которые заложены в фундамент высокопрофессиональной газеты "Музыкальное обозрение", вот уже 15 лет активно соящей на защите интересов музыкантов России ".
Фестиваль начался 20 сентября в Краснодаре и завершится 19 декабря в Санкт-Петербурге. Его программы, отличающиеся «лица не общим выраженьем» в каждом городе, словно нитью прошиты одной сквозной сенсационной премьерой (о которой речь впереди). Именно она придает особый «шарм» патриотической идее объединения музыкантов-профессионалов и слушателей всей России, - идее, которой преданно служит газета «Музыкальное обозрение», выпустившая к Всероссийскому фестивалю свой 250-й номер. Итак, музыканты – впереди политиков… Невольно вспоминаются слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Всякий раз, когда человечество движется вперед, в первых рядах, рядом со знаменосцами, идут музыканты». А иначе не объяснить – откуда этот энтузиазм и бескорыстие, с которым откликнулись на остроумный заказ газеты, готовящей фестиваль, ведущие музыканты-творцы. Вдуматься только: десять известных композиторов согласились создать одно произведение, посвященное газете-юбиляру! И не какую-нибудь там оперу, монументальную симфонию или многочастную хоровую партитуру, - нет: современный одночастный Концерт для симфонического оркестра, который бы звучал минут 20-25. Остроумие заказа состояло в том, что каждому из десяти авторов (названных газетой «персонами года») дарились только 2-3 минуты общего времени и некая, не оформленная метроритмически тема-звукоряд из 10 нот, играющих буквами имен композиторов. Применить этот формообразующий звукоряд автор должен был в свободном стиле, отражающем, однако, характерные особенности его музыкального языка. А главное - не выходить за пределы жанра «Концерта для оркестра», создаваемого для тройного состава. Естественно, каждый композитор творил в полном одиночестве… Когда 10 эпизодов были готовы, инициативная группа музыкантов создала некий последовательный ряд, где эти эпизоды вдруг словно притянулись друг к другу (мистика!), составив единое целое. Говорят, эта процедура с помощью компьютера заняла не более получаса… Партитура Концерта для оркестра, получившая многозначительное название «Десять взглядов на десять заповедей», была немедленно востребована множеством городов, располагающих своими симфоническими оркестрами и дирижерами. Интриговало не только название и уникальный замысел «коллективного» опуса, но и звучный ряд имен его авторов, выстроившихся в порядке следования эпизодов. Вот этот ряд: Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко, Ефрем Подгайц. К сожалению многих, выпал из этого ряда Родион Щедрин, не поддавшийся «соблазну» участия в коллективном эксперименте… В канун московской премьеры «Десяти взглядов» композиторы-авторы за шутками скрывали волнение: ведь им, как и слушателям и исполнителям (оркестрантам и дирижеру), предстояло услышать новое творение лишь в живом звучании. То-то будет! «Я нахожусь в состоянии – на грани фола, - признавался дирижер Владимир Зива, которому надлежало дирижировать симфоническим оркестром Московской филармонии. - Такого сочинения не знала история. Акция беспрецедентная, в хорошем смысле слова – авантюрная. Эшпай и Сабитов оказались, так сказать, в одной «рюмочной» и создали некий коктейль, который нам надлежит выпить!» А корифей российской композиторской школы Андрей Эшпай, весело ссылаясь на великие мысли древнего Аристотеля («гармония – есть смесь и соединение противоположностей»), философствовал по-своему: «Все мы – композиторы единой школы. Но все – очень разные. Это и есть достоинство нашей школы и нашей страны». Премьера! Премьера «Десяти взглядов…»! Заинтригованы все. И вот, наконец, под сводами Концертного зала им.П.И.Чайковского Эшпай таинственно спел голосом кларнета заветный звукоряд, изящно развернув первую симфоническую кульминацию, сменившуюся вскоре настоящей картиной битвы титанов (Михаил Броннер), где господствовали мятежные ритмы, медные духовые и ударные инструменты. А потом вдруг наступила тишина, и сольная скрипка в сопровождении арфы и челесты вернула нас в мир любви и красоты, в атмосферу романтической ночи (Роман Леденев), которая недолго царила на земле, взорванной вагнеровским гулом вселенной (Александр Чайковский), и рядом новых патетических кульминаций, которых, конечно же, оказалось ровно 10, включая самые неожиданные. Здесь были и неизбежные диссонансы авангардизма (Александр Вустин), и примиряющее благозвучие консерватизма (Рустэм Сабитов) и, разумеется, по-современному агрессивная музыка, взрывающаяся ударами литавр и экстатическим «говором» духовых (Юрий Воронцов), или вдруг разливающаяся идиллической пасторалью, когда весь оркестр долго колышется на тональной гармонии (Сергей Жуков)… А к концу «Десяти взглядов…» кульминации становились все красочней и экзотичней, когда оркестр зацветал словно райский сад, наполняясь знакомыми голосами природы (Сергей Павленко). В последнем «десятом взгляде» (сочиненном Ефремом Подгайцем) под своды Зала Чайковского ворвался затейливый танцевальный мотивчик – эдакий галоп в несимметричном ритме, который, в конце-концов, и разрешился шумным финалом в си-бемоль мажоре, словно говорящим: «Жизнь – это чудо. А чудо не запретишь» (что любит повторять Андрей Эшпай)… Первый вопрос каждого слушателя: состоялся ли этот «коллективный» Концерт для оркестра, сложилось ли целое? Первый ответ: скорее «да», чем «нет». Особенно, если окончательно осознать исторический факт: музыка ХХ века нашла свое спасение в гигантском синтезе всех стилей. А еще вспомнить бы афористическую реплику Альфреда Шнитке: «Музыка – это подслушанные крики времени»… Словом, после премьеры публика устроила группе отважных композиторов большую овацию, засыпав цветами. Аналогично были вознаграждены и исполнители. История музыки знала немало опытов коллективного творчества. Не далее, как на нынешнем XI Международном фестивале искусств «Арт-ноябрь» (проходящем в Институте искусствознания) был исполнен коллективный труд Римского-Корсакова, Лядова, Бородина, Глазунова – струнный квартет B – e – la – f, посвященный нотоиздателю, русскому меценату М.П.Беляеву, основателю Глинкинских премий и знаменитых «Беляевских пятниц». Из коллективных музыкальных опытов советских времен всего приметней были «Вариации на темы Шестнадцатой симфонии Мясковского» для симфонического оркестра, сочиненные в 1966 году к 100-летию Московской консерватории группой педагогов кафедры композиции (от Дмитрия Кабалевского до Альфреда Шнитке и Родиона Щедрина). Продолжаются опыты коллективного музыкотворчества и в наши дни, прежде всего в Санкт-Петербурге, где недавно состоялась премьера духовной оперы (в манере простонародного лубка) «Царь Демьян». Авторскую группу составили: Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский, Владимир Николаев, Ираида Юсупова и творческо-производственное объединение «Композитор» во главе с Петром Поспеловым. Однако созданный группой московских композиторов (плюс один из Башкортостана) Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» не похож ни на один из предыдущих опытов коллективного музыкотворчества: ни по условиям «творческой задачи», ни по обстоятельствам подготовки премьеры (не говоря уж о беспрецедентности посвящения музыкального произведения юбилею… газеты!). А вот и главное или, может быть, самое главное в начавшейся биографии сочинения - география премьеры. Прежде, чем прозвучать в Москве, Концерт «Десять взглядов…» впервые прозвучал в сибирских городах: Кемерово и Барнауле (в сентябре). После исполнения в Москве (8 октября), эстафету премьеры принимают Воронеж, Майкоп, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Кисловодск, Петрозаводск, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Белгород, Казань, Уфа и, наконец, Санкт-Петербург, где уникальное сочинение десяти авторов воссоздаст Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр филармонии им.Шостаковича под управлением Владимира Зивы. Надо полагать, это будет достойная кульминация и завершение всего фестиваля. Чем не повод попасть в Книгу рекордов Гиннеса: 20 премьерных исполнений в течение трех месяцев! Такое не снилось и Бетховену…
МОЛ, №7 (30), 2004 |