Чубайс 4-2005

Игорь Чубайс

Народный фольклор как источник представлений о русской идее

Мы по-прежнему стремимся приблизиться к подлинному образу исторической России, который важен и интересен сам по себе. Одновременно мы продолжаем поиск составляющих русской идеи. Весьма устойчивым, глубинным компонентом духовной культуры, не подверженным сиюминутным политическим веяниям, являются народные пословицы и поговорки. Подобно тому, как минералы, извлеченные из морских глубин, открывают наблюдателю столетиями сохранявшиеся на их поверхности отпечатки исчезнувших животных, народный фольклор, независимо от меняющихся официальных, идеологических установок, сохраняет самые устойчивые идейно-ценностные представления народа. Вот почему крайне интересно и полезно заглянуть в этот кладезь мудрости.

Сначала, как всегда, сделаем некоторые уточнения. Отдельные исследователи высказывают убеждение в «неанализируемости» пословиц. Почему? Всё дело, мол, в их противоречивости. Есть, к примеру, паремия «Разлука любовь бережёт», а есть «С глаз долой – из сердца вон». И в результате нет ответа на вопрос: что же такое любовь? Замечу, что и в этом конкретном случае, и во всех других ситуациях никакого противоречия нет. Любовь явление широкое, у одних – бережёт, у других – вон. И всё это истинно.

Другая методологическая проблема, связанная с анализом поговорок, похожа на первую, но имеет свою специфику. Читая собранную Далем коллекцию, я обнаружил, что во многих рубриках сталкиваюсь с некоторым парадоксом. Мысль, высказываемая в 98% пословиц, в конце концов, каким-то одним суждением опровергается. Сопоставив разные типы текстов, я пришёл к следующему выводу – народное мышление такое же живое и гибкое, как мышление отдельного человека. В нём выражены почти такие же перепады настроений, эмоций, чувств, которые бывают у всякого нормального индивида. Даже тот, кто неизменно хорошо относится к своим близким, припомнит ситуацию, в которой он «завелся», «сорвался» и наговорил что-то лишнее. Это только в цензурированных идеологических текстах существовало полное единообразие. Сколько бы вы не ходили на октябрьские демонстрации, вы всегда видели плакаты «слава КПСС», никто так и не пришёл на Красную площадь с транспарантом «долой КПСС».

Что бы делать правильные выводы из пословиц, надо брать не отдельное высказывание, а анализировать рубрику целиком и фиксировать, каков вес того или иного су- ждения. Иначе выводы будут неправильными. Мне, например, пришлось долго спорить с одним автором, запомнившим почему-то суждение «Где община – там всему кончина», но не знавшим всю рубрику целиком, где зафиксировано очень уважительное отношение к общинному коллективизму. В поисках разрешения сформулированного здесь парадокса я пришёл к выводу – в каждом свободно составленном сборнике суждений по определённой теме рано или поздно отыщется суждение, противоречащее предыдущим. В противном случае, мы, скорее всего, сталкиваемся со специально подобранным, предварительно отцензурированным текстом.

Итак, передо мной книга с 30 000 паремий, собранных Владимиром Ивановичем Далем. Первоначально я думал, что, прочитав несколько десятков высказываний, легко составлю «таблицу русских ценностей», некий философский аналог таблицы элементов Менделеева. Если для советского человека главное – социализм и мировая революция, то у россиян на первом месте, скорее всего, окажутся Бог, Родина, земля, а где-нибудь месте на 10-м – деньги и т.д. На самом деле так чётко разложить по полочкам и формализовать весь опыт, мудрость, переживания прежних поколений мне не удалось, может быть, это получится у кого-то другого.

Сложность при исследовании поговорок заключается в том, что никто не предложил подходящий способ их анализа и измерения. Где тот метр, которым можно, ничего не потеряв, перевести огромный, почти 1000-страничный текст в несколько десятков чётких цифровых показателей? В конце концов, после перебора математических, логических, семантических и иных способов исследования, я нашёл, как мне представляется, вполне эффективный приём. Речь идёт о методике контент-анализа. Замечу, что по отношению к русским поговоркам она прежде не примненялась.

Относительно контент-анализа известен такой любопытный эпизод, подтверждающий его эффективность. В конце 1944 года американские социологи, исследовавшие с его помощью открытую немецкую печать, пришли к выводу, что Германия собирается применить некое новейшее очень мощное оружие (позднее стало ясно, что речь идёт об атомной бомбе). Эту информацию – её подтверждали независимые разведданные – союзное командование учло, и соответствующие меры были приняты. Английская авиация разбомбила в Норвегии завод по производству тяжёлой воды, непреложного компонента для изготовления немецкой атомной бомбы. Для нашего исследования важно, что контент-анализ (буквально – анализ содержания) позволяет выявлять глубинный, внешне незаметный смысл того или иного текста. Но ведь меня как раз и интересует сущность, так сказать, соль пословиц. Не могу не упомянуть ещё одну историю. Во время перестройки я познакомился в Москве с известным в то время американским советологом Виктором Зожей. Вспомнили 1968 год. И Виктор рассказал, как за месяц до ввода войск в Чехословакию, с помощью контентанализа газеты «Правда», он определил, что оккупация ЧССР состоится в конце августа. Зожа оказался единственным из журналистов и учёных, кто смог это предвидеть. Так что оснований для опробования соответствующей методики у меня было вполне достаточно.

Оставалось только определить, какой именно приём стоит применить, ибо в рамках контент-анализа их разработано довольно много. Перечитав пословицы, я решил обратиться к методу, который можно было бы назвать обобщенным выражением смысла. Он успешно применялся Михаилом Гаспаровым для анализа басен Эзопа. (См. вступительную статью Гаспарова к сборнику – Эзоп. Басни. М., 1968). Поясню суть этого приёма конкретными примерами. В сборнике В.Даля в рубрике «Родина – чужбина» встречаем пословицы «Хвали заморье, а сиди дома», «Не бери дальнюю хваленку, а бери ближнюю хаянку», «Своя печаль чужой радости дороже», «Хорош Париж, а живет и Курмыш» и т.д. Содержание всех приведенных высказываний обобщённо можно выразить одним сужде- нием – лучше в своей стороне, чем в чужой.

Итак, открываем Даля. Все собранные паремии Владимир Иванович – а сборники русских пословиц выходили и до него – разделил на рубрики. Для исследования я выбрал семь наиболее значимых и объемных тематических разделов: Бог – вера, земледелие, человек, Родина – чужбина, правда – кривда, богатство – достаток, народ – мир. В общей сложности в них входит 1100 паремий. Читателю, который не очень спешит, я хочу предложить немного поупражняться. Что, на ваш взгляд, наши предшественники думали о Родине, Боге, богатстве, – запишите несколько подходящих, по вашему мнению, суждений. А когда я покажу, что выявляет анализ пословиц, будет понятно, насколько адекватны наши представления о прошлом. Должен честно признать, что мои собственные субъективные ожидания и реальный результат оказались существенно различными.

Итак, начнём с раздела «Бог – вера», в него включено 283 пословицы и поговорки. В советское время в каждом учебнике по «научному атеизму», и не только в нём, всех читателей уверяли, что русский народ никогда всерьез в Бога не верил (само это слово можно было писать только с маленькой буквы), а если и была какая-то вера, то, скорее всего, языческая. Сегодня, по существу, утверждается обратное. Что же было на самом деле? Используя описанный выше метод, духовный опыт россиян можно свести к семи ключевым суждениям.

  1. Бог – высшее и всеобъемлющее положительное начало. Об этом говорят пословицы «Велико имя Господне на земле», «В мале Бог и в велике Бог», «Божья вода по божьей земле бежит» или та же мысль, но через отрицание, так сказать, от противного – «Без Бога и червяк сгложет» и др.
  2. Бог во всех отношениях выше человека. Эту мысль передают все паремии, построенные на диспозиции: Бог – человек. Смотри, например, «Ни отец до детей, как Бог до людей», «Всяк про себя, а Господь про всех», «Больше Бога не будешь», «Человек ходит, Бог водит» и т.д.
  3. Человеку следует стремиться к божественным, православным нормам и правилам жизни. Об этом посло- вицы – «Богу молиться – вперёд пригодиться», «Кто пере- кстясь работает – тому Божья помощь», «Одно трости – Господи прости» и т.д.
  4. С Божьей помощью у человека всё выходит лучше, но, делая дурное, к Богу не взывай. К такому выводу приводят пословицы «Бог полюбит, так не погубит», «На Бога помолишься – не обложишься», «Коли Бог по нас, то никто на нас», но «Лихо думаешь – Богу не молись» и т.д.
  5. Бог накажет, но Бог и поддержит. Такой вывод можно считать некоторым уточнением и конкретизацией предыдущего суждения. Он вытекает из пословиц «Бог дал, Бог и взял», «Бог вымочит, Бог и высушит» и др.
  6. Во всех делах человек должен сам усердствовать, а не просто уповать на Бога. Приведу здесь пословицы «Богу молись, а в делах не плошись», «На Бога надейся, а сам не плошай» и др.
  7. Некоторая часть паремий в мягкой форме укоряет прихожан за известную леность и умеренность в вере. Покажу, на основании чего сделаны эти выводы. «В тревогу – и мы к Богу, а по тревоге забыли о Боге», или «Попы за книжки, а миряне – за пышки», или «На дудку есть, а на свечку нет». Но нашлась и одна поговорка, призывающая к определённой религиозной сдержанности – «Богу молиться – не вовсе разориться» (т.е. надо заняться и мирским).

Перейдём к анализу полученных обобщений. Сформулированный ранее вопрос получил ясный ответ, под- тверждающий, что вера у нас действительно была глубинной нормой жизни. Можно сказать больше – Бог был мерой всех вещей и отношений, потому что и в других рубриках сборника все ключевые термины, так или иначе, соотносятся с Богом. Они оцениваются, маркируются фольклором либо как богоугодные, либо как нежелательные. Иначе говоря, Бог выступает как действительный создатель системы социальных координат, как точка отсчёта русской культуры.

Что касается следов язычества, а они, конечно, присутствуют в нашей культуре, эти отсветы было бы совершенно неправильно трактовать как свидетельства российского безбожия. На самом деле речь идёт, во первых, о неизбежных отголосках языческого эха, существовавшего в древних обществах десятки тысячелетий и потому так или иначе проявляющегося сегодня. Как говорится, прошлое никуда не исчезает, оно даже не становится прошлым. С другой стороны, присутствие языческого следа – свидетельство достаточно мягкого характера православия, свойственного далеко не всем мировым религиям. Например, утверждение исламской веры привело её носителей к полному исчезновению языческого отзвука.

Анализ паремий позволяет лучше понять, чем же было православие не с точек зрения верующего или неверующего, а с позиций философии, в рамках объективного научного анализа. Итак, вера не была у нас фанатичной или сверхортодоксальной. Российское православие характеризуют глубина, целостность, органичность, одновременно естественность, жизненность и живость, в чём-то даже самоироничность, а потому опять таки гибкость и следовательно живучесть. Я исхожу из того, что разные культуры, тем более религии, нельзя сравнивать в терминах «лучше» – «хуже», «правильней» – «неправильней». Любая из них представляет интерес и вызывает уважение, а кроме того, каждая настоящая культура целостна и самодостаточна. Но с учётом этого уточнения, тем не менее, можно сопоставить некоторые особенности ислама и православия. В первом часть верующих намеренно украшает лоб чёрной точкой, как бы показывая, что молебен был глубоким, и на лбу остались его следы. В православной среде над неистово молящимся могли и поиронизировать.

Сравним также поведение приверженцев коммунистической идеи, точнее, героев искусства и литературы соцреализма и поведение православного человека. Первые, что характерно, приносят себя в жертву, проливают свою и чужую кровь и гибнут за коммунистические идеалы. Тогда как идея Бога для россиян никогда не означала какого-то конфликта, надлома или разрыва. Она была глубокой, естественной и органичной одновременно. Опираясь на эту идею, христиане стремились так организовать мирскую жизнь, что бы исключить всякие жертвы и кровопролития внутри общины, жизнь строилась в согласии с самим собой и с окружающими. Православие обеспечивало глубокую внутреннюю интеграцию, но работало и на противостояние внешнему, иному, другому, чужому, а в особых случаях этот чужой мог объявляться и врагом.

В отличие от этого, коммунистическая идея в её советской интерпретации, разъедала общество изнутри. Врагов следовало искать в собственном доме, хотя находили их повсеместно, вне дома тоже.

Стоит заметить, что тип вероисповедания – это очень важный дифференцирующий фактор российского общества. В паспортах тогда именно это и указывали, графа «национальность» отсутствовала, как и само это слово. Оно появилось и стало идентификационным принципом лишь в начале ХХ века.


МОЛ, №3 (33), 2005
Используются технологии uCoz