Лукина 9-2005-3

Мария Лукина

Когда муза настоящая

Век нынешний и век минувший

Елена Камбурова с Челябинском связана с середины 70-х годов. Ее первые концерты проходили в залах ДК «Полет», областной филармонии, Гипромеза, ЧПИ, театра «Манекен». А в течение последних 10 лет певица выступает исключительно на сцене академической драмы. Те, кто помнит Лену Камбу-рову прошлых лет – в толстом свитере, худенькую и строй-ную, как тростинка, и ее песни (Б. Окуджава, Н. Матвеева, Л. Критская, М. Таривердиев) и охотное, умное, щедрое об-щение певицы с залом в лучших традициях бардовских встреч, - знают, какой путь пролегает оттуда до Камбуровой сегодняшней. И дело даже не в том, что теперь она – на-родная артистка России, а в том, какой путь вместе с ней прошла «песенная поэзия» (poеsie de la chanson) – основа и суть ее жизни на сцене.

- Перефразируя известное, можно было бы сказать: другие времена – другие песни. Тем не менее, Елена Камбурова, ее творческая индивидуальность – понятие незыблемое и, видимо, уже вечное. Вы изначально, по-рыцарски верны своей главной теме. Что вдохновляет и дает силы петь, об-ращаться к слушателям и в третьем тысячелетии, уже в но-вой России?

Е. Камбурова: Вдохновляет само по себе существование поэзии. Ведь время – вещь относительная. Неважно, когда написаны стихи - сегодня, пятьдесят или сто лет назад. Главное то, что они есть, что какая-то часть человечества с ними не простилась. Я среди этих людей. И, кроме этого, вдохновляет, что в разных городах у меня много друзей и зрителей, чувствующих так же, как и я. Поэтому среди общей «пустыни» мы – «путники», которые рады друг другу. А встретить путника в пустыне – гораздо более радостное событие, чем где-либо еще.

Историческая родина.

Гречанка по происхождению, Леночка Камбурова выросла и окончила школу на Украине, в зеленом городке Хмельниц-ком. В Грецию впервые попала, будучи уже известной в сво-ей стране певицей. Сегодня Камбурова входит в правление греческой общины в России.

Е. Камбурова: Я ожидала увидеть там нечто похожее на акрополь, а нашла современные города - Афины, Салоники... Конечно, в Греции потрясающе красивые острова, природа. Народ – очень добрый и много торгующий. Там есть своя массовая культура, но мне она не близка. «Мои греки» поют песни толстыми, жирными голосами, очень любят праздники, танцы. Но насчет каких-то особых тонкостей – ничего не могу сказать. Да, там есть хорошие певцы, но они немножечко в тени. Главное то, что народ сохранил свою песен-ную культуру.

Смею предположить: не с греческими ли корнями артист-ки связано то, что в России о ней давно говорят как о самой эмоциональной нашей певице?

Сверхзадача

- Не побоюсь задать «глупый» вопрос: почему кумирами Елены Камбуровой стали Эдит Пиаф и Жак Брель, а, к приме-ру, не Лайза Минелли и Фрэнк Синатра?

Е. Камбурова: Они потрясающие певцы – и Минелли, и Синатра. И делают всё очень добротно, «фирменно». Я дей-ствительно люблю их слушать. Но есть и другие вещи, - от-ражающие душевный надлом, самые тонкие человеческие пере-живания. В песнях Минелли и Синатры этого нет. Все-таки они для буржуа...

- Музыка благополучных людей?

Е. Камбурова: Да, и Фрэнк, и Лайза – это лишь яркие представители индустрии развлечения, пусть и на очень вы-соком уровне. Мне же дороги какие-то самые незащищенные вещи, которые есть в мире и о которых говорит Жак Брель. Вспомните его «Амстердам», «Жореса»... Вот и у моих песен есть задача, о которой, может быть, и сами авторы не до-гадываются, и я порой забываю: сделать чуть-чуть теплее и добрее наш мир, переиначить его в лучшую сторону, доба-вить чуткости в понимание людьми именно тонких вещей. Ведь сегодня все больше и больше огрубляются не только понятия, но и сами люди. Вообще, был бы другим мир – и, может быть, я и пела бы только Ave Maria, да про мотыль-ков и кузнечиков... И вовсе не надо было бы протестовать. В середине 60-х Москва Высоцкого и Окуджавы впервые впитывала в себя живое искусство французских шансонье.

- Жак Брель поразил тогда Вас больше всех остальных?

Е. Камбурова: Да, и никто больше, и никогда больше. Это человек, который действительно меня потряс. Я поняла, что он не выступает, а живет на сцене и выкладывается на 200 процентов, и ему есть что «выкладывать» – прекрасные стихи (потом уже выяснила это, читая переводы). Было ощу-щение, что так работать невозможно. Сколько же он сможет еще? И действительно, через год Брель ушел со сцены. Ушел в самом расцвете сил. Уникальная биография, человек века.

Другое измерение.

- В одной из прежних бесед Вы напомнили мне, что у художника свое летоисчисление. Насколько оно зависит от того, что происходит вокруг?

Е. Камбурова: В какой-то степени и на земной жизни художника отражается время, но я более всего ценю, когда он может позволить себе жить в своем измерении. Это не означает, что художник абсолютно уходит от мира, но в том же мире он видит иные вещи, на которые нет ни слуха, ни зрения у большинства людей. Именно поэтому мое уважение к нему велико. Тот же Булат Окуджава еще застал нынешнюю, более грубую эпоху - она вошла и в его жизнь. Казалось бы, и сам Булат должен был измениться. Но нет - его интонация осталась прежней. Это потому, что у Окуджавы очень мощный внутренний стержень.

На концерте

Мое главное впечатление - обновление актрисы, певицы, художника. Она нова на той же самой сцене, где нам стало привычным видеть Камбурову хотя бы раз в несколько лет. И год от года только прибавляет благородства ее искусство - подобно вину, букет которого со временем лишь становится лучше - нежнее и благоуханнее. В антракте наэлектризованная публика гудит, как пче-линый рой, радуясь редкой встрече. «Она просто убила меня своим Высоцким. Как работает! Куда всем нам до нее!» – только и смогла произнести при встрече со мной одна попу-лярная челябинская актриса, тоже, кстати, народная арти-стка России. Да, тот случай, когда поют не голосом, а душой. И чтобы звук ее оставался чистым и полетным, и душе-то этой не дóлжно быть ни в чем фальшивой. Так у Камбуровой. Она сохранила, более того – приумножила свою искреннюю и та-кую неподражаемую интонацию – ее свежесть, чистоту, дет-скую открытость, щедрость дарения другим и растворения себя в них без остатка.

Начало театра

Первым «спектаклем» театра под руководством Елены Камбуровой был как раз «Жак Брель» (условное название). Но о начале настоящего театра актриса заговорила с уверенностью только сейчас. Всё же интересные и разнообразные песенные вечера давали право называть его, скорее, театром песни. Так обычно и звучало между своими. Но вот теперь здесь, в его новом здании, что напротив Новодевичьего монастыря, осуществлены три полнокровные театральные постановки: пушкинский «Роман в письмах» (режиссер Игорь Ларин), «7 тетрадей» Юлия Кима (Олег Кудряшов) и «P.S. Грёзы» по песням Франца Шуберта и Роберта Шумана (Иван Поповски). О недавней премьере «Грез» Камбурова отзывается с нескрываемым удивлением: «Вся Москва встрепенулась. За кулисы пришел восхищенный Петр Фоменко, опубликованы восторженные рецензии в «Новой газете», «Комсомольской правде»... Чувствую, что это настоящая наша удача! Никто, видимо, не рассчитывал, что в постановках маленького театра будет такой масштаб. Если еще несколько лет назад я деликатно говорила о том, что у нас, кажется, действительно образуется театр (поскольку не была уверена, что он не будет просто площадкой для представителей такого направления, как мое), то теперь могу без скидок называть его театром музыки и поэзии, как и представляла вначале».

Высокие ступени

- Ваш Дон-Кихот говорит словами Жака Бреля: «Достичь невозможного – моя цель». Что является невозможным для Вас?

Е. Камбурова: Да, иногда кажется, что невозможно, допустим, спеть какую-то песню. Ты понимаешь, что она тебе не по плечу. Но когда есть цель и в придачу любовь – то становишься не в меру храбрым, появляется кураж, что ли... И пример тому – ряд песен, в отношении которых я и не думала, что буду их петь, а просто любила слушать. Тот же «Дом» Высоцкого. Но вот попробовала его на репетициях, и что-то начало получаться. Теперь я чувствую, что не зря вышла на сцену и в этой истории. Или, к примеру, песни из мюзиклов, из спектакля «7 тетрадей». Но в последнем случае, слава Богу, помог еще взгляд со стороны (режиссер О. Кудряшов), чего мне всегда так не хватает. В этом спектакле действительно есть вещи, которые я сама от себя не ожидала.

Во что верить?

Е. Камбурова: Это нам только кажется, что всё проис-ходит по нашей воле, но есть воля Всевышнего, и нам дано лишь нести ее. Пусть кто-то служит одной силе, кто-то сразу двум, но я все-таки верю, что существует тот неви-димый мир, который очень серьезно влияет на нас, даже диктует нам. И верю в то (хотелось бы, чтобы так было), что я ведома другим, - вот этим, прекрасным миром.

- А что спасет мир? Вы верите в это?

Е. Камбурова: Да. Я воспитываю в себе именно эту ве-ру. О спасении мира, о том, что может быть совершенно другая цивилизация, что кровавая эпоха должна закончиться и наступить иная, где принципиально отличаются основы, позиции. И многое, что есть сегодня на Земле, действи-тельно работает на приближение этого, как работало и ра-нее – в предыдущие века. Но мы не всё видим. И поэтиче-ские взлеты – очень редкие, но они есть, и голоса челове-ческие, которые не теряют своей чистоты и совершенно не вульгарны... Всё это работает на такое будущее.

«Люди, львы, орлы и куропатки...»

- Что Вы получаете от общения с живой природой, в том числе с кошками и собаками?

Е. Камбурова: ...и верблюдами.

- Даже так?!

Е. Камбурова: Есть один, – мы с ним постоянно общаем-ся.

- Да Вы что! Это в Москве?!

Е. Камбурова: Под Москвой. Мой знакомый – Синай, та-кой нежный и ласковый...

- А кто его держит?

Е. Камбурова: Я дружна с одним женским монастырем. Еще верблюжонком Синая привезли и подарили монашкам кос-монавты. И вот в монастыре его вырастили, и теперь он та-кой хороший, просто чудесный... Обычно верблюды бывают агрессивными, но только потому, что с ними жестоко обра-щаются. А Синай – очень добрый... Люблю всех собак мира и, конечно, всех кошек. Они дают действительно очень мно-го. Благодаря общению с животными пополняется запас неж-ности и доброты. Если на секунду представить себе, что нет природы – деревьев, травы, вокруг только железобетон, всё заасфальтировано, в лучшем случае осталась какая-то архитектура (так вполне могла бы распорядиться цивилиза-ция), то, наверное, я и не смогла бы в таком мире сущест-вовать.

Имидж

Во время макияжа после концерта (для съемки на облож-ку «Автографа») визажист просит певицу открыть лоб.

Е. Камбурова: Вот и Раневская любила, когда я это де-лала. Каждый раз, приходя к ней, я старалась открыть лоб, чтобы она не расстраивалась. Фаина Георгиевна говорила: «Я даже Ахматовой открыла лоб, а уж Вам-то...» «Значит, теперь я могу гордиться тем, что думаю так же, как Раневская», - смеется визажист.

В нынешний приезд актрисы премьерными действительно становятся не только некоторые песни, но и ее концертное платье. В первом отделении Камбурова выходит на сцену в лаконичной брючной паре, слегка свободной, напоминающей то ли хламиду художника, то ли живописное платье париж-ского Гавроша. И беззащитный, хрупкий образ последнего подтверждают слегка приподнятая прическа и распахнутые, выразительные глаза. Кисти рук певицы закрываются ажурны-ми манжетами, обрамляющими рукава. И когда вверх взмывают ее руки, то манжеты опадают, подчеркивая каждый раз отточен-ность жеста. Костюм работает, живет по законам сцены.

Лучший подарок

Это, как известно, книга. Камбуровский нечаянный пре-зент мне – изящный сборник стихов «Избранное» инженера-программиста из Смоленска Раисы Ипатовой, удивительно легший на душу. Вступительную статью о друге-поэте напи-сала сама дарительница, озаглавив ее: «Так много совпаде-ний...» После чтения «подарка» нахожу бесценные россыпи этих совпадений и я. Вот одно из них:

«Быть сильным – сложное искусство.
Оно не каждому под стать.
У сильных локоть весь искусан,
Который слабым не достать».

Есть здесь и посвящения самой певице, например:

«Все судьбы прожив, а не перелистав,
Ты стала мудрее, а голос глубинней,
Поскольку впитал он дыхание ливней
И боль мирозданья, и запахи трав».

Вступление к этому сборнику завершается словами: «Когда Муза настоящая, то и сил хватает на всё!» Скажу по секрету: это Камбурова про себя написала.


МОЛ, № 3 , 2006
Используются технологии uCoz