Нужна ли нам демократия? Действительно, что человеку, занятому делом, подобные отвлеченные понятия? А что же нам нужно? Прежде всего, как говорится, «чтобы не было войны». То есть, чтобы можно было спокойно жить и работать, зарабатывая себе и своим детям на достойную жизнь. Нужна устойчивость общественной системы. Немного нам известно достаточно определенно о закономерностях развития общества, но одним из самых очевидных является то, что в обществе существуют конфликты, которые имеют тенденцию нарастать, если не принимать специальных мер. Так вот, общества делятся на два типа по тому, каким способом они пытаются придать себе устойчивость.
Первый способ – наращивать силу, удерживающую конфликтующие группы от активных действий. Второй – выявлять самые опасные противоречия и пытаться, по крайней мере, снизить напряженность конфликта. Конечно, все общества используют оба способа, но чаще один из них предпочитают другому. Но дело в том, что первый способ, силовой, можно применять только до тех пор, пока есть возможность наращивать удерживающую силу. А дальше создается неустойчивая ситуация противостояния больших сил. Происходит социальное землетрясение – революция. Именно о такой ситуации писал Ленин: «когда верхи не могут, а низы не хотят». Это объясняет, почему революции происходили не тогда, когда власть сильнее всего сдерживала социальные силы, а тогда, когда она, наконец, пыталась перейти к попыткам снизить напряжение, начинала предпринимать робкие либеральные шаги. Поздно. Уменьшение давле- ния на общество сразу приводит к неустойчивой ситуации, общество вскипает как перегретая жидкость. Неустойчивости бывают и небольшие, внутри социальных слоев. Тогда происходят дворцовые перевороты.
Традиция в России – применять силовые мето- ды. И в Московской Руси, и в Российской империи, и в СССР. Мусульманский мир на протяжении всей истории был очень стабилен глобально, но в высшей степени нестабилен наверху в своем правящем слое. Почти каждая смена власти – это кровопролитная борьба внутри элиты. Так же было и в России вплоть до XIX века.
Наследственная монархия с твердым законом о престолонаследии – социальное изобретение, призванное стабилизировать элиту. Однако оно не решает проблемы глобальной устойчивости общества. Для стабилизации таких неустойчивостей и была изобретена демократия. Как на практике она реализуется, действительно определяется традициями и культурными особенностями общества. Важно одно, решимость снимать противоречия, а не «замораживать» общество, к чему призывал, например, К. Леонтьев.
Но устойчивость самой демократической системы во многом определяется укорененностью ее тра- диций. Первый такой прецедент в России за долгие годы – отказ М.С. Горбачева от силовых методов и попытка снизить напряженность. И в значительной степени не его вина, что он не совладал с освобожденными джиннами – он создал прецедент, как Н.С. Хрущев создал такой прецедент для элиты – не расстреливать побежденных оппонентов.
Так что выбора, в сущности, и нет, если мы не хотим больше социальных потрясений. Либо авторитарное правление и создание жесткой системы государственной безопасности, призванной охранять элиту от общества и прятать конфликты, направлять агрессию куда-нибудь в сторону, что чревато большими потрясениями через теперь уже недолгий период времени, либо трудная работа по созданию реальной системы внутринациональной безопасности – демократии.
Но шишки будут, как же иначе. А готовы мы к этому, или нет, покажет время.
Чтобы выиграть, надо как минимум, купить лотерейный билет.
МОЛ, № 6 , 2006 |