Лукьянов 6-2006

Е. Лукьянов

Малевич в судьбе Немчиновки

Пожалуй, ни одно произведение искусства не вызывало столько бурных споров, как знаменитый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, родоначальника супрематизма. Слово «супремус» в переводе с латыни означает «высший». Поворотным событием в жизни Малевича стала его женитьба на Софье Рафалович, дочери русской столбовой дворянки и православного поляка, тоже дворянина. Казимир Северинович познакомился с будущей супругой около 1910 года и по семейному преданию под влиянием её матери перешёл из католичества в православие. В 1917 году родители Софьи Михайловны поселились в Немчиновке.

Немчиновка сыграла важную роль не только в личной жизни, но и в творчестве Малевича. Летом 1919 года он закончил здесь рукопись программной книги «О новых системах в искусстве». В физике XX века концепция геометризации пространственно-временного континуума получила всеобщее признание. Теория «Большого взрыва» подтвердила библейское повествование о сотворении Вселенной в буквальном смысле «из ничего». Стало очевидным, что единственная физическая величина, которую можно измерить непосредственно — это расстояние. Поэтому в наши дни идея представить сущности архетипов бытия в простейших геометрических формах воспринимается как вполне адекватная попытка изображения мира за зримой гранью бытия и заставляет задуматься о понятии реальности как таковой. Недаром сам художник считал свои беспредметные картины всего лишь «наглядными пособиями» к философской системе супрематизма, признающей опорожнённый от предметов мир, «беспредметную пустыню», как источник возникновения всех вещей. Церковь учит, что способность к творчеству — неотъемлемая черта образа Божия в человеке. Тогда и попытка творить новую реальность есть стремление уподобиться Творцу, сотворившему «всё из ничего».

В наши дни Малевича нередко называют вторым Рублёвым. А на рублёвской иконе Троицы за Ангелом, олицетворяющим Бога Отца, в доме — символе Домостроительства Божия — мы видим два чёрных проёма, причём нижний «чёрный монохром» как бы выходит из нимба Ангела. Малевич говорил о «Чёрном квадрате», что главное в нём — это передать, дать почувствовать бесконечность и вечность. Он писал супрематические картины на белом фоне, объясняя в теоретических статьях, что белый цвет лучше всего передаёт ощущение бесконечности. Недавние исследования А.Панкина обнаружили в расположении и размерах геометрических фигур на супрематических картинах пропорциональный строй «золотого сечения» и другие удивительные гармонические соотношения. Ближайшим сподвижником Малевича в период создания супрематизма был художник и музыкант Михаил Матюшин, убеждённый проповедник метафизических теорий русского математика Петра Успенского, с которым был лично знаком. Увлечение мистическим учением Успенского о расширении сознания не осталось бесплодным для самого Малевича. В 1925 году от туберкулёза умирает Софья Михайловна. Дочь Уна (Малевич назвал её так в честь основанного им в Витебске общества «Уновис» — Утвердители нового искусства, а крестил в православной церкви с именем Анна) воспитывается бабушкой в Немчиновке, куда почти каждое лето наезжает Казимир Северинович. Лето 1933 года Малевич проводит в Немчиновке со своей новой женой Натальей Андреевной, которая волею судеб Божиих переживёт его на шестьдесят лет. Во время прогулок по Немчиновке Малевич просил похоронить его под дубом, одиноко стоящим посреди поля, — жестокие тюремные пытки, последовавшие за вынужденным возвращением художника из Германии, подорвали некогда могучий организм, и уже появились симптомы тяжёлой предсмертной болезни: в ленинградском ОГПУ ему вводили под давлением воду в мочевой канал, требуя признания в шпионаже. Возникшая в результате раковая опухоль развивалась несколько лет.

Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде. 21 мая 1935 года урна с его прахом была захоронена в Немчиновке — в месте, указанном родными художника. По проекту его ученика Николая Суетина над могилой был установлен памятник в виде куба с изображением «Чёрного квадрата» — до самых последних дней Малевич считал это произведение самым значительным из всего, что сделал в своей жизни. Неспроста ведь после создания «Чёрного квадрата» он целую неделю не мог ни есть, ни пить, ни спать.

Малевича вдохновляла устремлённость в космос: «Ключи супрематизма ведут меня к открытию ещё не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно». Спроектированные им объекты «объёмного пространственного супрематизма» — архитектоны стали прообразами современных небоскрёбов. «Архитектон» в переводе с греческого означает «строительное искусство». В нашей стране имя Малевича на долгие годы было предано забвению. И только в год 40-летия со дня кончины художника журнал «Наука и жизнь» поместил о нём статью Константина Симонова «Ввиду заслуг перед искусством». Жена писателя Лариса Жадова в 1982 году издала о Малевиче и русском авангарде монографию — правда, не в России, а в ФРГ, на немецком языке.


МОЛ, № 6 , 2006
Используются технологии uCoz