Рядом с Тверским бульваром протянулся, изогнувшись в сторону Патриарших прудов,Трехпрудный переулок. Название его обманчиво, как и многое в Москве: трех прудов вам не сыскать при самом большом желании и терпеливом поиске. А ведь были когда-то, – от них и название у переулка появилось. Живописная местность - район Патриарших: жил здесь, к примеру, целых тридцать лет знаменитый живописец, один из организаторов объединения «Бубновый валет» Аристарх Лентулов. У не менее знаменитого собрата Лентулова, Петра Кончаловского, постоянного председателя «Бубнового валета», собирались художники Р.Фальк, А.Куприн, А. Осмеркин, И. Машков… Да что – собирались, здесь, в районе Патриарших, зарождались легендарные художественные течения. Кроме уже названного «Бубнового валета» - не менее эпатажный «Ослиный хвост».
Хотя ослов здесь отродясь не водилось, но существовало в этой местности в Средневековье Козье болото. Да и связи с Парижем, где однажды была представлена картина, созданная хвостом неведомого для историков искусства осла, существовали тесные. Добраться тогда до Франции было довольно легко даже с небольшим запасом денег, и представители авангардного искусства там были своими людьми.
А здесь, на родной почве, сложно ли для человека с воображением вместо упрямого козлища, обитавшего в Козьей слободе на патриарших землях, представить себе и всем столь же упрямого осла? Вот этот-то живописный «Ослиный хвост», которого упорно тащит за собой «Бубновый валет», и приведет нас к дому № 2а в Трехпрудном переулке.
Дом не ахти какой архитектуры, в трещинах и облезлостях, но на нем помещены две мемориальные доски, справа и слева от одной-единственной парадной двери. Да, именно это слово необходимо применить – ПАРАДНАЯ – как бы сейчас, в начале XXI века, не выглядела эта входная дверь. Поверьте, через эту дверь вы попадете в святая-святых дома, в котором происходили творческие искания художников «будущего», то есть футуристов. А это значит, что мы переносимся в 10-ые годы XX века.
Этот, сейчас малопривлекательный дом, был построен известным архитектором. По его проектам в Москве поднялся не один доходный дом в стиле модерн: и в Староконюшенном, и в Богоявленском, и в Лебяжьем переулках. Как видите, места престижные и тогда, и сейчас. И фамилия этого зодчего многоговорящая для любого русского человека, а точнее - для всех, кто знает и любит русскую литературу и искусство. Его фамилия Гончаров, имя – Сергей. Он из того самого, знаменитого рода.
Интересно это мистическое переплетение веков, имен, судеб в Трехпрудном переулке…
Через несколько лет после гибели Пушкина любимый брат Натальи Николаевны Сергей Гончаров приобретает большую усадьбу в Трехпрудном переулке. Велика вероятность, что в гости к брату не раз приезжала вдова Александра Сергеевича. Пройдут годы, и другой Сергей Гончаров, потомок(какое замечательно точное слово!) перестроит эту усадьбу. Главный дом гончаровских владений не уцелел, сейчас на его месте чудаковатая постройка, в которой размещается отделение милиции. А дом, на котором помещены мемориальные доски, видоизменился, потому что в годы Великой Отечественной войны в него попала бомба. Но, хотя он почти потерял черты стиля модерн, но все-таки это тот самый, в котором…
А здесь-то уж многое можно вспомнить! В одной из квартир дома архитектора Сергея Гончарова жила его дочь Наталья Сергеевна Гончарова со своим мужем, тоже художником Михаилом Федоровичем Ларионовым. Это именно он придумал название «Бубновый валет», им, не без участия жены, создано объединение «Ослиный хвост». Семья Гончаровой – Ларионова трудилась в этом доме, принимали гостей, здесь кипела жизнь, здесь спорили, планировали, придумывали – у футуристов жизнь именно кипела и мирным нравом не отличалась. Всех, ныне ставших знаменитыми и бывавших в этом доме, не перечислить. Достаточно вспомнить, что в «Ослиный хвост» входили К.Малевич, В.Татлин, М. Шагал.
Сохранились воспоминания художника С.М. Романовича, в которых он достаточно подробно вспоминает, как выглядело жилище семьи художников: «Это была небольшая квартира на углу двух переулков – Трехпрудного и Палашевского… Квартира состояла из трех комнат, если в их числе считать кухню, которая иногда служила также мастерской Наталии Сергеевны. Другая комната была спальней, третья же, самая светлая и большая, была мастерской. Во всю стену на известной высоте тянулась высокая полка, на которой ребром к зрителю стояли картины наподобие книг в библиотеке. Пол был покрыт циновками. Мебели почти не было, за исключением стола и нескольких стульев».
Через уже упоминавшуюся парадную в этой совсем небольшой квартире появляются однажды совершенно неожиданно, - и неожиданно, прежде всего, для себя, - известные люди: меценат, выдающийся организатор Русских сезонов в Париже Сергей Дягилев, знаменитый балетмейстер Михаил Фокин и замечательный художник Александр Бенуа, которому принадлежала мысль пригласить для написания декораций к опере «Золотой петушок» двоюродную правнучку жены А.С.Пушкина.
Хотя Михаил Фокин приехал из Санкт-Петербурга с намерением познакомиться с Натальей Гончаровой и, если случится взаимопонимание, предложить ей создание декораций, но имел все-таки большие опасения и на ее счет, и насчет ее мужа, слухи о московских футуристах ходили самые скандальные. Впоследствии М.Фокин напишет и об этой встрече, и о дальнейших отношениях с Гончаровой - Ларионовым:
«Я обожаю музыку Римского-Корсакова так же, как и очаровательную сказку Пушкина…
Я ничего не мог сказать по поводу этого выбора художницы. Я совершенно не знал Гончаровой. Слыхал, что она и работающий с ней М.Ф.Ларионов принадлежат к той группе московских футуристов, которая раскрашивает себе лица, устраивает бурные лекции о «новом» искусстве, об искусстве будущего, что на этих лекциях в качестве самого убедительного аргумента в публику летают графины с водой…
После всех страстей, которые приходилось слышать о московских футуристах, я попал в общество людей милых, скромных и серьезных. …Помню, как серьезно обсуждала Гончарова каждую деталь в предстоящей постановке...
Гончарова не только дала прекрасные декорации и рисунки костюмов, трогательно было видеть, как она вместе с Ларионовым собственноручно расписывала всю бутафорию. Каждая вещь на сцене была художественным произведением. Какая это громадная работа!»
В тот день в Трехпрудном переулке в усадьбе Гончаровых произошло второе воссоединение пушкинского и гончаровского родов. Ради «Золотого петушка» уезжают в Париж работать на Дягилевских сезонах Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. А вернуться сюда, домой, в Трехпрудный, было уже не суждено. Война. Революция. Наступила иная жизнь.
МОЛ, № 4 , 2007 |