Вселенная – Universе* – мир, вселенная, космос, оказывается, ни что иное, как «Единостишие» (ср. Единобожие), едино- это от приставки uni. Это не значит, что проза – fiction (фикция, выдумка, сказка) – не поэтична. Степень общности поэтических «формул» мира, выше любой математической модели вселенной, хотя бы потому, что эти «формулы» (наиболее универсальные – вселенские понятия) выражаются словами, а слово имеет прямое воздействие на человеческий разум.
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский считал поэзию видовой целью развития человечества, хотя при доказательстве своего тезиса вводил такое понятие как private life – частная жизнь (в противовес общественной). Его можно понять, т.к. от общественной жизни в годы его проживания на Родине воротило каждого разумного (интеллигентного) человека. Кстати, intelligence – это и есть разум.
Интеллигент прижился в русском языке, как понятие противоположное придуманного позднее Солженицыным слова – образованщина (ср. деревенщина). Надо понимать так, что человек может быть хорошо образован, но неРазумен, т.е. может ухитряться не разуметь Поэзию мира, как единство Материи и Духа…
* * *
Рассматривая Структуру стиха, введем понятие Ритма – закономерного (волнообразного) чередования ударных и безударных слогов. Для описания законов чередования, были введены понятия Доли (слога) и Стопы (группы слогов с одним ударением), как первичной меры стиха, состоящего из чередовании Двудольников, либо Трехдольников.
Для схематической записи ритмической структуры для ударного слога используют знак !, для безударного дефис, для паузы – знак ^. Записав построчно ритмическую схему, мы можем определить каким размером написан стих, т.е. определить в рамках какого пространства протекает стиховой ритмический процесс:
Если строка состоит, например, из 3-х двухсложных стоп:
1) с ударением на первой доле – имеем трехстопный двудольник первый – трехстопный хорей:
\В дымке-\неви\Димке\
|
! - - - ! -
! - ! - ! - ! - ! - ! - ! - - - ! - |
(А.Фет ( третьи слоги в 1-ой и 4-ой строках безударны, но это не нарушает общего размера – хорея!));
2)с ударением на второй – трехстопный двудольник второй – трехстопный ямб (с женской рифмой в нечетных строках):
\Послу\шай муз \невинных
|
- ! - ! - ! -
- ! - - - ! - ! - ! - ! - - ! - - - ! |
(А.Пушкин (четвертые слоги во 2-ой и 4-ой строках безударны, но ямб сохранен!))
Рифмы в строках при этом могут быть мужские (ударение на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на предпредпоследнем), гипердактилические (на четвертом с конца строки), скажем, пигалица – пуговица. Не пугайтесь того, что в приведенном примере, ударные слоги различны – это все равно рифма, но «цветная»!
Помимо ямба и хорея есть еще трехдольники: первый, второй и третий – дактиль, амфибрахий и анапест: Если строка состоит, например: с ударением на первой
1) из 3-х трехсложных стоп с ударением на первой доле стопы – имеем трехстопный трехдольник первый – трехкратный дактиль:
\Буря на \небе ве\чернем,^
|
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - |
\Густая \крапива
|
- ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - |
\Я тебе \ничего \не скажу,
|
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! |
Размер стиха, как мы видим, записывается матрицей ударных и безударных слогов, и пауз – Рij; записав (для последнего случая) только ударные и безударные гласные в стихе, соответственно заглавными и прописными буквами, получим матрицу ударных и безударных гласных с рифмами на концах строк – Аij:
аеЕиеОеаУ
|
Если в стиховом потоке повторяется некая матрица Рij, эту матрицу называют Строфой. Строфа может содержать от двух (двустишие) до четырнадцати (сонет, онегинская строфа) строк. Учение о строфике – разделе поэтики изучающем повторяющиеся в стиховом потоке матрицы Рij до сих пор не разработано до конца. Вот лишь некоторые разновидности строф: катрены, газели, секстины, октавы, сонет, и т. д. Но возможны и более сложные формы стихотворного повтора – такие как венки (в коронах сонетов). В венках сначала пишется магистрал – сонет (из четырнадцати строк) замыкающий венок сонетов, а потом расписывается вся конструкция из еще 14 сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй, второй сонет повторяет последнюю строчку первого и заканчивается третьей строкой магистрала, и т.д. . 14 сонет начинается последней строкой магистрала и заканчивается – первой!
По отношению к короне венок, по определению, является строфой, т.е. той самой повторяющейся матрицей Рij! Строфа может содержать теперь не 14, а 210 (14х15) строк!
По аналогии с короной и венком сонетов, четырехдольники и шестидольники, от 1-го до 6-го, являются сочетаниями двух и, соответственно, трех двудольников, Но можно пойти по другому пути и считать 4-х и 6-ти дольники производными от двудольников с пропущенными на соответствующих слогах ударениях:
…и светла (!-!)
|
Двудольный четырехдольник 4-ый во второй строке – это ни что иное, как четырехстопный ямб с мужской рифмой с пропущенными (слабыми) ударениями на 2-ом и 6-ом слогах! Если проскандировать строку, ямб проступит со всей очевидностью:
ад ’ми рал ’тей ска ’я иг ’ла.
Поэт и литературовед Андрей Белый в своей работе «Ритм, как диалектика, или «Медный всадник» (А. Пушкина)», обводя такие с пропущенным регулярным ударением слоги кружками и соединяя кружки разных строк, получил «паутину» (там, где нет ни одного пропущенного ударения, прерывающуюся) идущих сверху вниз черточек. А.Белый обнаружил, что у Пушкина практически нет «несоединенных» строк и, следовательно, нет скандирования стиха. Это, отчасти, связано с достаточным количеством «длинных» слов в русском языке, но в большей степени с гениальностью Пушкина, который давал своему стиху «дышать», не загоняя его в строгий размер, и стих при этом не становился нерегулярным!
Аналогично можно проанализировать коренящийся в народной поэзии пятидольник от 1-го до 5-го, каждая стопа (доля) которого состоит из двухдольника и трехдольника. Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник, как самостоятельную меру метрического стиха.
Для описания ритма и звукописи стиха достаточно трех вышеприведенных матриц! При нарушении в матрице Рij можно говорить о «ритмической ошибке» или особой задаче поэта. При множественности таких ошибок стих перестает быть метрическим!
Правильный метрический стих двойственен: он содержит в себе малую меру – крату и большую меру – тактометрический период, причем большая мера к р а т н а малой, откуда последняя и получила свое название. В симметрии – науке о гармонии (красоте) мира перенос краты: двудольников или трехдольников по пространству стиха называется Трансляцией. По сути трансляция – это волна.
Если мы рассмотрим матрицу Аij ахматовской строки:
«На блюде устрицы во льду»: аУеУииоУ,
мы увидим в ней три ударных у: УУУ – трансляцию одного и того же ударного звука!
Законы симметрии изучает Теория групп, хорошо разработанная лишь в последнее время. Но Ахматова, не зная о ней, писала по законам красоты на которых стоит наша Вселенная – Universe!
МОЛ, № 4 , 2007 |