По материалам публикации «Между красными и белыми» в «Литературной газете» от 16.07.2008. Участники беседы: Дмитрий Цесельчук – сопредседатель Союза литераторов России, Юлий Квартин – председатель ревизионной комиссии СЛ РФ, адвокат Московской областной коллегии адвокатов (МОКА), Нина Давыдова – координатор Союза литераторов, Валентин Куклев – председатель секции прозы, Максим Лаврентьев – литсотрудник ЛГ.
М.Л. Как возникла и воплотилась в реальность идея Союза литераторов?
Н.Д. Союз литераторов России создавался в конце 80-х годов прошлого века. Это было время романтическое, время пересмотра ушедшего советского периода, в том числе и истории советской литературы. Настала эпоха перемен: свобода слова, свобода прессы, отсутствие цензуры в издательствах. Вот тогда-то, на гребне Перестройки, и появился Союз литераторов. Его создавали творческие люди, никогда не вписывавшиеся в метод социалистического реализма, основанного на партийности литературы. Кстати, впервые о методе социалистического реализма в 1932 г. написала «Литературная газета».
Д.Ц. Свой первый официальный документ о регистрации мы получили в Мосгорсовете народных депутатов 20 декабря 1990 года. Это было решение Межведомственной комиссии по общественным объединениям, которое утверждало создание в г. Москве Союза литераторов РСФСР. Мы стали первым зарегистрированным творческим Союзом. Все остальные Союзы по документам были творческими организациями СССР. Как только было создано Министерство Юстиции России, на основании имеющейся регистрации, 14 марта 1991 г. Союз был зарегистрирован и в Минюсте, с тем же названием, как межрегиональный Союз комитетов литераторов Москвы и Ленинградского комитета литераторов.
М.Л. Почему союз объединяет именно «литераторов», а не «писателей»?
Н.Д. Название неслучайно: думается, не каждый, даже хорошо пишущий автор, легко называет себя писателем, что-то есть в этом забавное, пусть уж величают писателем после смерти, если заслужил. А так в России несколько столетий бытовало слово ЛИТЕРАТОР.
Д.Ц. Еще до возвращения А.М. Горького в Россию (позарез необходимого И. Сталину именно в России, а не на Капри, чтобы он прикрыл своим именем многое из того, что тогда творилось) существовали созданные в 20-е годы сначала профессиональные комитеты писателей, впоследствии комитеты литераторов. Я, например, в 1980 году был принят в Профессиональный комитет литераторов при Литфонде СССР. Старики рассказывали, что не все ушли в Союз писателей, созданный к возвращению Горького Решением ЦК ВКП(б). После чешских событий 1968 года в порядке усиления надзора за литераторами профессиональные комитеты литераторов стали именоваться профсоюзными комитетами – на заседании ВЦСПС аббревиатуру профком кто-то додумался так расшифровать. Профкомы литераторов влились в ведомство Профсоюза работников культуры, но от Литфонда СССР, куда шли 10% начислений на каждый гонорар, выплачиваемые государством издательствам, профкомы отсоединить не удалось, таким образом, профкомы литераторов и дожили до перестройки. Появление Союза литераторов в годы перестройки во многом предопределилось и возникновением в годы хрущевской оттепели различных неформальных литературно-художественных объединений.
М.Л. Что представляет Союз литераторов сегодня? Из каких источников можно почерпнуть информацию о его текущих делах?
В.К. Узнать о жизни Союза всегда можно, зайдя на наш сайт, а также на страницах газеты «МОЛ».
М.Л. Известно, что Союз литераторов проецирует свою историю довольно далеко в прошлое. Хотелось бы узнать о его генезисе.
Д.Ц. Процитирую 1-ый пункт Устава: «Союз литераторов Российской Федерации происходит от Петроградского союза поэтов, образованного Блоком и Гумилевым и созданных в 20-ые годы профессиональных комитетов писателей. …В процессе деятельности эти организации были преобразованы в Профессиональный комитет литераторов при Литфонде СССР…». Александр Блок стал первым председателем Петроградского Союза Поэтов, Николай Гумилев, избранный большинством в один голос, – следующим. Блок продолжал исправно ходить на собрания, где, поглядывая в окно, написал как-то замечательные по своей правдивости строки: «…а матрос снимает шубку / вместе с кожей с барыньки…».
В.К. Союз поэтов в те годы существовал между красными и белыми, между полярными, противостоящими друг другу силами, которые неизбежно все сводят к манипуляции, т.к. в силу своего «ролевого поведения» отвергают метафизику жизни.
М.Л. Члены вашего Союза – это как раз и есть те, кто между красными и белыми?
Д.Ц. Кстати, Вячеслав Дмитриевич Сысоев, сопредседатель Союза литераторов России, в бытность свою советником министра юстиции России, запрашивал расстрельное дело Н. Гумилева у генпрокурора и обнаружил, что Н. Гумилев, будучи председателем Петроградского Союза поэтов, расстрелян был за «недоносительство»… В России, по традиции, не берегли своих поэтов… Вот поэтому сейчас речь в нашей беседе идет о культурном преемстве, о воссоединении утраченных художественных связей.
Ю.К. Союзу литераторов в начале 90-х было предоставлено помещение на Сущёвской улице в доме 8-12, это настоящая детективная история. В помещении расположился архив организации с уникальными документами и личными делами членов Союза, проводились презентации книг, велась просветительская работа. Помещение было предоставлено и соответствующим образом закреплено и оформлено Госкомимуществом. Как впоследствии нам стало известно, Госкомимущество, в нарушение норм права, передало все здание в качестве уставного фонда Росконтракту, выставив охрану и запретив пропускать членов Союза. Арбитражный суд признал грубейшие нарушения закона в отношении нас, но Росконтракт заявил, что решение Арбитражного суда для него не указ.
Д.Ц. Госкомимущество предложило нам «замену на лучшее». И тут мы увидели высший чиновничий пилотаж. Нам предлагали: дворец Юсупова в Б. Харитоньевском, хорошее помещение в Фурманном переулке, несколько помещений в Китай-городе и т.д., и т.д. Мы соглашались на все эти помещения в пределах ЦАО, но нам тут же «подсовывали» подведомственные Госкомимуществу организации, так называемые ГУПы, т.е. других балансодержателей, которые не хотели отдавать литераторам в бессрочное безвозмездное пользование ни пяди.
Н.Д. Через несколько лет по телевидению мы случайно увидели сюжет, в котором появились знакомые нам до зубной боли лица, чиновники проходили по делу знаменитой дачи на западе Москвы для бывшего премьер-министра М. Касьянова, и мы поняли, с кем боролись.
Д.Ц. Можно было и руки опустить: можно ли вообще работать без помещения? Но с 2001 года мы возобновили выход литгазеты «МОЛ», создали сайт Союза.
М.Л. Союз литераторов год за годом участвует в праздновании Всемирного дня поэзии, проходящего под эгидой ЮНЕСКО. В чем же конкретно заключается ваше участие – насколько мне известно, весьма активное?
Н.Д. Наши поэтические чтения мы проводили в издательстве «Летний сад», в Государственной Думе и Высшем арбитражном суде, в прямом эфире на радиостанции «Говорит Москва», в Немецком культурном центре на Малой Пироговке, в библиотеках, в Фонде мира на Пречистенке, в галерее «Спайдермаус». А вот неизменной ежегодной площадкой Всемирных чтений стал Народный дом в Большом Черкасском переулке, рядом с Кремлем.
М.Л. Хотелось бы узнать об издательской деятельности Союза.
Н.Д. С 2003 года стали выпускать литературный альманах «Вектор творчества». Первая книга была предоставлена поэзии молодых, предисловие написал Евгений Рейн, вторая книга тоже поэтическая, а третья включает в себя уже прозу, публицистику и мемуары.
Д.Ц. На мемуарах хотелось бы задержаться. В этом разделе опублико- ваны воспоминания вдовы талантливейшего поэта Александра Карпова Светланы Карповой «Вечер «Норд-оста». А. Карпов был делегатом съезда Союза литераторов, который прошел за месяц до Норд-оста, Саша делился планами, их было много, говорил, что все очень удачно складывается после его перевода мюзикла «Чикаго». Через месяц он погиб на Дубровке, его жена была вместе с ним, поэтому мы считаем эту публикацию свидетельством уникальным.
В.К. Мы начали выпускать альманах «Словесность», первая книга посвящена памяти известнейшего музыковеда, талантливого прозаика Тамары Николаевны Грум-Гржимайло, она десять лет была сопредседателем Союза литераторов.
М.Л. Известно, что у союза есть свои премии…
Н.Д. В 2003 году Союзом литераторов учреждается литературная пре- мия Юрия Мамлеева, а в 2005 году – литературная премия «Словесность». Если вернуться к истокам, можно сказать, что линия Блока – Гумилева, опора на то, что создавалось в советском андеграунде, в русском зарубежье – все это приводит к понятию «третьей литературы», которую мы стараемся поощрять и поддерживать.
М.Л. Любопытное определение: третья литература.
В.К. Третья литература – это не только поиск смысла и смысловых систем, а также и неизученных тем.
Д.Ц. Авторам Союза литераторов России удается создавать новые литературные контексты, жизнеспособные в условиях современного глобального развития, которые не только возвращают России ее мировое культурное лидерство, но и способствуют максимальному сближению мировых национальных культур
МОЛ, № 1 , 2009 |