А знаете ли вы, что нефть бывает не только черная, но и белая, зеленая, красная, желтая? И добывают ее, разноцветную, на территории только одного региона России больше, чем в США! А знаете ли вы, что в далекий сибирский город Ханты-Мансийск давно не ездят «за туманом и за запахом тайги», а ездят… учиться строить культуру и культурную столицу европейского уровня за пять лет?!
Невероятно, но факт. История этого сибирского захолустья - деревеньки по имени Ханты-Мансийск, ставшей административным и культурным центром огромного округа, равного по территории Франции или Украине, похожа на легенду. Однако же исторические предпосылки для рождения этой легенды существовали…
Во-первых, Ханты-Мансийск расположен в заповеднике. Это, в сущности, остров, образовавшийся на месте слияния двух могучих рек - Оби и Иртыша. И остается практически тонкий перешеек, который связывает город-остров с Большой землей. И потому у Ханты-Мансийска нет железнодорожных путей, а только воздушные и шоссейные. Сооруженный недавно могучий мост через Иртыш, названный в народе «Красный Дракон», конечно, сократил выход на центральные трассы примерно на 700 км. Но, слава Богу, сохранилось главное: зона высокой энергетики, которая образуется, как говорят мудрецы, на слиянии великих рек. Это во-вторых.
Когда владыка Ювеналий приезжал освещать новый Храм Воскресения Христова, построенный недавно на одном из семи холмов(!), где раскинулся таежный городок, священник велел отвезти его туда, где «слияние рек». А потом попросил всех уйти с носа корабля, чтобы 40 минут молиться одному на палубе, под открытым небом. И говорил потом: «Я тут у вас на 2 года зарядился энергетикой»…
И это не просто слова. Есть здесь, в Ханты-Мансийске, этот дух, эта чудотворная энергия, словно прущая прямо из глубин природы… Есть здесь сильные немногословные люди особой породы. Говорят, и в сибирской глубинке рождались женщины со статью боярыни Морозовой и с генами талантливых «заезжих» людей, тех же декабристов, завещавших свой реформаторский, бунтарский дух Тобольску, Сургуту и всем этим землям… А на одном из холмов старого Ханты-Мансийска останавливался в свое время «изгнанник» послепетровской эпохи - князь Александр Данилович Меньшиков, когда его везли в Березово, в сибирскую ссылку. Он прожил здесь целую неделю, ибо был уже тяжело болен и оплакивал смерть жены… Словом, этот большой холм Меньшикова (нынче срезанный) можно назвать неким «этапом» исторический биографии России, который связывает Ханты-Мансийск, Санкт-Петербург и Березово, куда езды на пароходе нынче от столицы Югры – всего три дня…
И все-таки, как же это у них получилось? Вот так, за считанные годы свершить грандиозное культурное строительство в бывшем сибирском захолустье, где еще 5-6 лет назад не было даже тротуаров, и люди ходили по деревянным помостам?! «Золотым ключиком» из сказки про Буратино, оказывается, стали эксклюзивные «договора социального партнерства»» между властью и бизнесом, позволившие динамично сформировать особую социальную инфраструктуру во всем огромном округе. А что такое, в сущности, «социальное партнерство»? Это социальная ответственность власти и бизнеса перед людьми. Разве не так? И нашлись эти страстные души и светлые головы патриотов земли сибирской, сумевшие точно «просчитать» весь экономический и социальный эффект принимаемых проектов. И сохранять до победного конца верность глобальным решениям, свято веря в заповедь классика: «Красота спасет мир».
А современный город Ханты-Мансийск красоты необыкновенной. Выросший посреди реликтовых лесов и сохранив в себе это таежное богатство природы, он поражает радужной палитрой красок нарядных фасадов и ослепительной синью остроконечных конусов-крыш (в стиле хантыйских чумов): будь то сияющий миллиардами огней Международный аэропорт столицы Югры, или изящный стеклянный многогранник Музея нефти и газа (проект вошел в десятку лучших на международном уровне), или живописный веллнесс-отель «Югорская долина» - шедевр эклектики и комфорта. И даже новейшее, взметнувшееся в многоэтажную высоту белое здание Югорского государственного университета завершается подобием «конуса-чума».
- До чего ж «чумная» архитектура! – воскликнул бы какой-нибудь сатирик-фельетонист, веселясь и одновременно восторгаясь чудесами местного «европейского хайтека» с этническим привкусом. На самом же деле, все это серьезно и существенно. Здесь почитают традиции и культуру коренных народов, составляющих пусть даже 2% от 1,5 миллионов жителей ХМАО. Вот уже более четырех лет существует и успешно гастролирует в округе и зарубежных странах Театр обско-угорских народов – единственный в России этнический театр. А в многоуровневую образовательную структуру Югорского университета, открывшегося в 2002 году, входит целый Институт языка, истории и культуры народов Югры, имеющий свой особый статус. Что же касается Музея Природы и Человека (а всего в Ханты-Мансийске 8 интересных музеев, включая блистательную Художественную галерею), то это – богатейший кладезь мифологической культуры древней Югры, со всеми ее языческими верованиями и шаманскими ритуалами, предметами культа, вооружения и обрядового музицирования, вплоть до знаменитых «медвежьих игрищ», представленных как экспонат театрализованной сцены в «Доме охотника». Побывав в Музее Природы и человека, вы ощутите магическую силу колдовского ритуала «Дух огня», давшего идею символического названия известного фестиваля кино-дебютов, прошедшего в 2007 году в Ханты-Мансийске уже в пятый раз. Французский актер Пьер Ришар пришел в восторг от этого шаманского «Духа огня»…
Любопытно, что один из самых ярких фестивалей, украшающих культурную жизнь Ханты-Мансийска уже более десяти лет, - Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов (коими вправе гордиться окружная телерадиокомпания «Югра») имеет также откровенно этническое название - «Золотой бубен». А к бубну ханты и манси относятся очень нежно, как к живому существу. Об этом рассказывают те, кто посещали заповедные «стойбища», хансийскую мифологию наших дней.
Так или иначе, но именно ханты и манси здесь, в центре сибирской России, заложили основы добрососедства разных устоев и вероисповеданий. А православие, как известно, одна из самых терпимых религий. И потому в столице Югры, в эти взлетные годы шквального строительства, возводились не только музеи и библиотеки, учреждения образования, культуры, спорта и здравоохранения, но и православные храмы, изумительно обогатившие таежный ландшафт. Как торжественный аккорд архитектурной симфонии города, на самом высоком из семи холмов вознесся тот самый, крупнейший в Сибири белоснежный Храм Воскресения Христова, который нынче уже освящен патриархом. Он впечатляет благолепием форм и помпезностью ниспадающей парадной лестницы с анфиладой фонтанов и скульптурами монахов - Иоанна и Филофея, митрополитов Тобольских. Здесь же, на Славянской площади, освященной во время Всероссийских дней славянской письменности и культуры в мае 2006 года, был открыт и впечатляющий бронзовый памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, отцам славянского письма.
Но остается интригующий вопрос: как найти в этой яркой архитектурной симфонии города ее главную лейт-тему, главную кульминацию, звучащую fortissimo. И вот здесь не может быть двух мнений. Самым экстраординарным архитектурным детищем культурного строительства Ханты-Мансийска последних лет стал грандиозный Концертно-театральный центр «Югра-Классик» - сей фантастический «неопознанный летающий объект» (слова режиссера Дмитрия Бертмана), таинственно сверкающий блестящими голубыми гранями в центральной зоне города. Предыстория не долгая: в феврале 2001 года была забита первая свая будущего могучего строения, а 10-е декабря 2004-го стал «днем рождения» этого уникального, многофункционального пристанища всех искусств, двинувшего общество «потребителей культуры» Югры навстречу европейской цивилизации семимильными шагами.
Это была идея губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Александра Филипенко, которого не зря называют «сибирским мечтателем». Культура вместе с образованием и здравоохранением – самые приоритетные проекты его политики. Не случайно еще 10 лет назад был открыт в Ханты-Мансийске, по инициативе губернатора, уникальный Центр искусств для одаренных детей Севера, где соединились четыре образовательных учреждения: Ханты-Мансийский колледж-интернат искусств и филиалы высших учебных заведений: Российской академии музыки имени Гнесиных, Московского государственного университета культуры и искусств, Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Это громадная территория - больше 60 тысяч квадратных метров, где установлена так называемая система непрерывного многоуровнего образования. То есть, попав в Институт искусств в возрасте 7 – 8 лет, через 17 лет его можно покинуть специалистом с высшим профессиональным образованием по избранной специальности (музыка, живопись, танец; причем - музыка в большом спектре предметов).
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Филипенко убежден, что человек, где бы он ни жил, должен чувствовать себя комфортно и иметь реальную возможность прикоснуться к высшим ценностям культуры и искусства. «Мы должны вырвать наших детей из лап массовой культуры», - говорит Александр Васильевич, отдавший Югре 40 лет трудовой жизни. Убежденный сторонник формирования «нового человека, ориентированного на культуру», он сумел привлечь в свою команду настоящих фанатов культурного строительства. Это он высмотрел в городе нефтяников Сургуте уникальную личность просветителя и организатора музыкальной жизни – Ирину Болеславовну Ткаченко, пианистку с консерваторским образованием, создателя музыкального центра «Классика», в течение 20-ти лет составлявшего интригующую альтернативу филармониям. Неожиданное губернаторское «предложение» этой талантливой женщине состояло - ни более и не менее – в том, чтобы покинуть насиженное место и отправиться в начале нового тысячелетия в сибирскую глушь, город Ханты-Мансийск, куда и железнодорожных путей не проложили через непроходимые леса и болота, и где медведи бродят совсем рядом, как у себя дома… Но она решилась. И вошла в тот первый, сформированный губернатором «десант», который прибыл в Ханты-Мансийск, чтобы строить его новую культуру…
В качестве генерального директора Концертно-театрального центра «Югра-Классик» Ирина Ткаченко и возглавила все работы по строительству (включая проблемы акустики, меблировки и настенного дизайна залов) и созданию самой концепции деятельности КТЦ. Пришлось пройти сложный путь борьбы со скептицизмом в отношении эстетической ориентации «Югры-Классик», которую вызывающе демонстрировало само название центра. Но гендиректор твердо стояла на своем, идя к цели, которую коротко формулирует так: «Создать пространство, где одновременно могли бы присутствовать все составляющие: лучшие силы Югры, лучшие силы России, лучшие силы мира». И еще она говорит, будучи убеждена в своей правоте: «Главная наша идея: все соединяются вместе и создают общие проекты». И, кажется, что-то уже получилось, как, например, с «Ревизской сказкой» Альфреда Шнитке., которую сначала аранжировали для квартета народных инструментов и солирующего баяниста, а потом стали создавать целый спектакль, в постановке которого приняли участие музыканты, режиссеры и артисты разных городов и даже стран: Израиля, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Сургута… Или взять проект исполнения знаменитой сюиты Сен-Санса «Карнавал животных» в 2006 году, где оркестр был Ханты-Мансийский, а дирижер Игорь Федоров и солисты – виолончелист Борис Андрианов и скрипач Граф Муржа – из Москвы….
Однако вернемся к началу начал, когда зажглись первые звезды на музыкальном небосклоне столицы Югры.
Первый концертный сезон в КТЦ Ханты-Мансийска открывал два года назад дирижер Юрий Темирканов со своим Санкт-Петербургским оркестром, а вскоре пожаловал и Валерий Гергиев с программами Пасхального фестиваля. Более того: представление Гергиевым и труппой Мариинского театра оперы Верди «Набукко» (в постановке режиссера «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана) произвело целую революцию в умах и душах сибирских слушателей. Известные бизнесмены и верные партнеры в строительстве КТЦ «Югра-классик» братья Игорь и Дмитрий Колесниковы вдруг почувствовали себя оперными фанатами. И даже ездили в Москву, чтобы познакомиться с постановкой в «Геликоне» оперы Джордано «Сибирь». В результате «Югра-Классик» подписывает долгосрочный контракт с «Геликон-оперой», и в канун 2008 года столичный театр представит здесь свой премьерный спектакль «Щелкунчик, или мышиный король». Уникальная концепция «Югра-Классик»
Генеральная идея губернатора и его «культуркоманды» ясна: в этом концертно-театральном центре должны консолидироваться все жители Югры. В этом доме должны соединяться сердца, души, помыслы, стремления и даже идеи, которые могут трансформироваться в политику. В этом доме, где культивируется клубная работа, где гастролируют и осуществляют свои лучшие проекты талантливая молодежь и мастера театра, музыки, кино, хореографии, дизайна и народного искусства всей России, находят духовное пристанище люди всех возрастов - от мала до велика.
Итальянский мастер уникальных роялей Паоло Фациоли, доставивший свой третий инструмент («розового дерева»!) в Россию именно для камерного зала «Югры-Классик», был протрясен художественным уровнем состоявшейся презентации и особенно обширной детской аудиторией, которая общалась с ним на хорошем английском. Он прожил в Ханты-Мансийске три дня и в конце даже попросил разрешения… искупаться в Оби.
Точно также влюбился в Ханты-Мансийск и глава немецкой фирмы органостроения Филипп Клайс, увлеченный идеей построить для камерного зала «Югры-Классик» свой самый «северный орган» (из тысячи других, уже сооруженных этой фирмой).
- Филипп Клайс был у нас уже два раза, - рассказывала Ирина Болеславовна, - и увез с собой много национальных поделок. По-видимому, в строительстве органа, в его экстерьере будут воплощены некоторые национальные ханты-мансийские идеи и мотивы, в частности, будет использована кость мамонта(!), которая у нас есть. Орган весом около 10-ти тонн, имеющий 34 регистра и четыре мануала, мы планируем установить в октябре 2007-го, ко дню рождения округа. …Ткаченко с гордостью говорит об идеальной акустике Малого камерного зала (на 200 человек), который будет использоваться исключительно для классической музыки. В последний раз он использовался как кинозал на фестивале «Дух огня» именно в этом, 2007 году…
Ну, а в достоинствах акустики и архитектуры Большого зала «Югры-Классик» (свыше 1000 мест) нам, гостям из Москвы, довелось лично убедиться на концертах прославленного скрипача Гидона Кремера и его оркестра «Кремерата Балтика», отмечавшими в Югре 10-летие своего камерного ансамбля и 60-летие маэстро. Нельзя не заметить, что программа юбилейного концерта Гидона Кремера составила бы честь любой столичной филармонии, ибо блистала оригинальной и новой современной классической музыкой Альфреда Шнитке, Леонида Десятникова, Гии Канчели, Астора Пьяццоллы. Что же касается профессионального уровня, содержания, вкуса и артистизма исполнения, то здесь, как говорится, и слов нет. Сказала же однажды, как отрезала, Ирина Болеславовна: «Этот концертно-театральный комплекс построен для того, чтобы здесь всегда было высокое, интересное, вечное»…
Так и есть. Так и будет… Но давайте продолжим нашу экскурсию.
В центре «Югра-Классик» есть и другие прекрасные залы, холлы, репетиционные комнаты, костюмерные, клубы-рестораны («Они никогда не станут просто ресторанами, пока я – генеральный директор!» - восклицает Ирина Болеславовна). Более всего привлекает внимание так называемый «зал-трансформер», меняющий свою архитектуру под разные проекты. В сводной афише концертно-театрального центра на 2007 год Театр-студия «Трансформер» выступает с таким текстом-анонсом: «Если вам от 17 до 30 лет, если вы готовы к эксперименту, если вы не боитесь расстаться со своими комплексами, если вы хотите превратить свои недостатки в достоинства – СТУДИЯ «ТРАНСФОРМЕР» ЖДЕТ ВАС!!!»
И. Б. Ткаченко рассказывает: «Югра-Классик» создан как гастрольный концертно-театральный комплекс для всей России. Здесь 20 тысяч кв. метров площади. Это целый автономный город, насыщенный техникой очень высокого уровня… У нас есть даже гостиница для наших гостей и парковка на 100 машин. Причем, гараж – удобный, теплый (при наших-то морозах!), чтобы те, кто приезжает издалека, могли бы оставить машину и, переодевшись в том же гараже, в туфельках подняться в лифте прямо в зал»…
Режиссер Дмитрий Бертман восторженно говорил тем, кому еще не довелось побывать в ханты-мансийском театрально-концертном центре, этом «неопознанном летающем объекте»: «Красивейший зал, красивейшее фойе, венецианская штукатурка, «ониксовые» подсветки на стенах и всюду теплые тона сибирского дерева натуральных пород… И самое главное ощущение: нет казенщины»…
Создатели программ «Югры-Классик» особенно гордятся крупным новаторским проектом летних творческих школ «Мир через культуру». А это концерты, мастер-классы, музыкальные салоны, клубы, ток-шоу, просветительские программы на теплоходе, экскурсии, выставки, презентации, спектакли, интервью, ТВ-фильмы В прошлом году в этих летних творческих школах приняли участие выдающиеся московские и зарубежные музыканты: пианисты А.Диев и Н.Демиденко, виолончелисты С.Ролдугин и Б.Андрианов, скрипач Г.Муржа и кларнетист-дирижер И.Федоров, певица Н.Герасимова, хоровой театр «Вдохновение», а также детский театр «Игра в классики», Театр музыки, пластики и кукол (с «Ревизской сказкой» А.Шнитке) и многие другие А еще многочисленные участники программ «Познание и просвещение» (искусствоведы из Москвы, Нью-Йорка и Сургута), «Стратегия маркетинга исполнительских искусств» (специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Германии). В летней школе есть и школа АРТ-критики, школа настройщиков роялей и несть им числа …
Принимая прославленного скрипача Гидона Кремера в дни его юбилея и уже третьих гастролей в Ханты-Мансийске, губернатор Югры говорил: «Нам нужны еще и еще такие посланники вечности». А Гидон Маркусович, тронутый в очередной раз приемом и вниманием, оказанным ему и его оркестру «Кремерата-Балтика», признавался: «Я объездил весь мир, но нигде не встречал такой теплоты и красоты, такой благодарности и отзывчивости. Здесь хочется дышать глубже и приезжать чаще…»
Потому что в динамично развивающемся Ханты-Мансийске, по темпам обгоняющем даже Москву, интуитивно возникает удивительно вдохновляющее ощущение: отсюда далеко видно будущее…
Сегодня пора сказать: не только высокий уровень нефтепромыслов и энергетики, но и культура формирует позитивный имидж региона – далеко за пределами Югры. Не случайно в мае 2007 года деятели искусств и талантливая молодежь ХМАО были приглашены для презентации округа в Нью-Йорк, в штаб-квартиру ООН, после успешного своего выступления в представительстве ООН в Женеве.
А губернатор Александр Филипенко, взирая на еще заснеженное поле стадиона в Ханты-Мансийске, где в мае 2007 года прошел финал кубка мира по биатлону, уже кому-то сказал: «Будущим летом мы устроим здесь оперный фестиваль…»
А еще запомнилась речь журналиста из Сургута, который на одном из заседаний пресс-клуба, организованного руководством «Югра-Классик», сказал буквально следующее: «Пару десятилетий назад Ханты-Мансийск был глухим сибирским захолустьем. А два года назад я здесь слушал (вы не поверите!) лекцию на тему: «Темпы в итальянской вокальной музыке XVIII века». Гениальный был лектор и оторваться было невозможно. Но сам факт?! Мы, конечно, идем в русло европейской цивилизации. И Ханты-Мансийск идет по этому пути, чем он и удивляет всех приезжих… А, знаете ли, ханты – очень симпатичные люди…»
Когда мы покидали Ханты-Мансийск, среди бесчисленных подарков и сувениров, полученных от новых друзей, в руках у меня очутилась прекрасно изданная книга «Из века в век. Поэзия хантов, манси и ненцев». На странице 15 я прочла такие строки: Всех людей мы называем – ханты, Ханты – русский, ненец и узбек, Потому что это слово – ханты – В переводе значит человек… Это слово северным сияньем Пусть пылает и в полярной мгле. Помни наше мудрое названье, Ханты – все народы на Земле.